Сутра 37. Психические силы есть препятствия

  • Эти силы представляют препятствие к высшему духовному осознанию, но служат магическими силами в вещественных мирах.
    Бейли
  • Это — препятствия для самадхи, но в земном состоянии они являются силами.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Это препятствия для самадхи, но они есть силы в земном состоянии.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Существуют препятствия на [пути] Союза; но совершенства в «отвлечённом состоянии».
    Ганганадха
  • Для индивидуума, который может вернуться к состоянию рассеянности, это экстраординарное знание и способности, полученные посредством самьямы, весьма ценны. Но для того, кто стремится к стабильному состоянию йоги, результаты самьямы сами по себе являются помехами.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Но разум подобен обоюдоострому мечу. Особые качества, приобретенные благодаря самъяме, могут создать иллюзию свободы. Но это не то состояние, которое свободно от ошибок.

    Случайные преимущества, полученные на промежуточных этапах, не следует путать с конечными целями. Каким бы ни был приятным полученный опыт, поскольку мы отправились в путешествие, он не может заменить намеченного пункта назначения. Например, на пути к заснеженным вершинам мы устраиваемся на берегу озера и наблюдаем за прекрасными белыми лебедями, забыв навсегда о нашей исходной цели.
    Предупредив об ограничениях самьямы, Патанджали продолжает раскрывать ее другие возможности.

  • Они — препятствия для самадхи, но совершенства при несосредоточенном состоянии (вьюттхана).
    Загуменнов
  • Они являются препятствиями при [йогическом] сосредоточении и [магическими] «совершенствами» при пробуждённом [состоянии сознания].
    Островская и Рудой
  • [Однако] когда сверхспособности пробуждены, они становятся препятствием для Самадхи.
    Ригина
  • Это является препятствием для самадхи, но представляется совершенством уму, направленному вовне.
    Свенсон
  • Это препятствие для Самадхи, они являются действительными силами, но лучше всего их молчание.
    Фальков
  • Эти психические силы (упоминаемые в предыдущей сутре) являются препятствиями в самадхи, хотя и в отношении осознания мира они представляют собой психические силы.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    С позиции, ориентированной вовне, они являются психическими силами, но, что касается самадхи, они действуют как помехи. В самадхи ум йога не остается неизменным. Он колеблется, и [поэтому] осознание мира также имеет место. В этом состоянии могут проявляться силы. Когда же вы находитесь в самадхи и этим силам позволяется как-то проявляться, они создают отвлечение. Йог может использовать их, когда он выходит из медитации. Когда ученик находится в самадхи, это первое состояние, в котором сиддхи уже присутствуют. Даже если он, возможно, не хочет практиковать с целью достижения сиддх, они придут к нему в глубокой медитации автоматически, благодаря развитию более высокого сознания. Когда они проявляют себя в самадхи, они создают отвлечение тем, что генерируют некий вид психической вибрации. Это расстраивает спокойное состояние самадхи. Когда же ученик выйдет из самадхи, их действие можно видеть, наблюдать и испытывать.

  • Являясь силой в активной жизни, для самадхи эти достижения суть препятствия.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Для йогина, чьей целью является духовная погруженность, а оружием – высшая мудрость, божественное восприятие – лишь преграда. Обретение сверхъестественных способностей – поистине великое достижение, однако важно помнить, что эти силы, по сути, – детище гун природы, а потому могут увести йогина с верного пути и заставить его забыть настоящую цель своей жизни. Если же отнестись к ним с осторожностью, они могут способствовать самадхи.

    Опасность принять сверхъестественные способности за цель йогической садханы достаточно велика. Может показаться, что, обретая их, йогин достигает запредельных духовных вершин, и на этом его духовный поиск подходит к концу. Так он может позабыть о цели Самореализации.
    Патанджали наставляет йогинов, дабы они увидели в этих силах препятствия для своей садханы. До сего момента йогин всем сердцем стремился победить страдание и остановить колебания своего ума. Теперь ему необходимо столь рьяно контролировать новообретенные способности, ибо только так он откроет для себя кайвалью, освобождение.