Сутра 35. Знание пуруши
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Переживание [пар противоположностей] происходит из неспособности души делать различие между личным я и пурушей (или духом). Вещественные формы существуют для пользования [и опыта] духовного человека. Из медитации на этом происходит интуитивное восприятие духовной природы [пуруши].Бейли
-
Наслаждение исходит из неразличения души и саттвы, которые полностью отличны друг от друга, ибо действия саттвы предназначены для души. Сосредоточение на душе открывает знание пуруши.Вивекананда (новый перевод)
-
Обладание получается через неразличение сил сдержанной души и Саттвы;оно действует на других: Самаяма над этим даёт знание Пуруши.Вивекананда (старый перевод)
-
«Опыт» заключается в недифференцированном представлении о свойстве Саттвы и Души, которые в действительности совершенно отличаются друг от друга; в как можно более [Свойство Саттвы] угодливой по отношению к другой цели, представление о Душе самой по себе одной [должно быть отличным от того, что относится к Свойству]; когда «Дисциплина» сведена на этом различном понятии о Душе самой по себе, следует истинное знание о Душе.Ганганадха
-
Разум, который изменяется, и Воспринимающий, который не изменяется,схожи, но имеют разный и различимый характер. Когда разум направлен вовне и машинально реагирует на объекты, возникает либо удовольствие,либо боль. Однако когда в определённый момент индивидуум начинает исследовать саму природу связи между Воспринимающим и восприятием, разум отсоединяется от внешних объектов, и тогда возрастает понимание самого Воспринимающего.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
И результаты восприятия могут оказаться искаженными. Искажения происходят внутри воспринимающего органа. Каким бы хорошим ни было зрение, если затемнено стекло, объект нечеток. Используя исследование самъямой и упражнения йоги, основанные на сутре 2-1, мы можем вглядеться в механизм ментальной активности и добиться того, что наш разум сможет отсоединиться от внешних целей. Именно в этот момент становится очевидным и понятным сам источник восприятия.
-
Опыт [является результатом] способа восприятия [познания] (пратьяя),[при котором] не различаются абсолютно отличные [друг от друга] саттва и пуруша; [опыт] существует «для другого». Благодаря самьяме над [тем,что является] целью для [самого] себя — постижение пуруши.Загуменнов
-
Опыт есть акт (или содержание) сознания, в котором отсутствует различение саттвы и Пуруши, абсолютно не смешивающихся [друг с другом], поскольку[саттва определяется] свойством быть объектом для другого. Благодаря санъяме [на том, что существует] для собственной цели, [возникает] знание Пуруши.Островская и Рудой
-
Самьямой на своей сущности и не сущности [достигается] знание Пуруши.Ригина
-
Опыт проистекает из невозможности различать свойства саттвы и пуруши, хотя они и различны между собой. Посредством самьямы приходит истинное знание самого Пуруши.Свенсон
-
При размышлении о различии чистого сознания и интеллекта, которые совершенно различны, придёт понимание состояния безграничности.Фальков
-
Читта и пуруша принципиально различны. Из-за неразличения их осознания существует объектный или субъектный опыт. Путём самьямы на субъектном осознании отдельно от объектного осознания приобретается знание пуруши.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
То, что читта и пуруша в чрезвычайной степени различны и по своей природе разделены, является базовым принципом санкхьи и йоги. Но, благодаря авидьи, [для нашего осознания] они появляются как одно. Когда мы осознаем или чувствуем, что пуруша и читта есть одно [и то же], это есть то, что называется бхога или опыт. Это продукт авидьи. Благодаря ей, знание, что пуруша и читта совершенно различны, забыто или скрыто. Выполнением самьямы на самоосознании как отличном от субъектного* осознания достигается знание пуруши.
* Оговорка автора. И в тексте сутры и в комментарии говорится об отличии от объектного осознания. (Прим. пер.)
Мы должны понимать, что есть объектное осознание, а что ― субъектное. Объектное осознание основывается на ошибочном принятии единства пуруши и читты. Но когда имеет место осознание их различия, тогда объектное осознание замещается субъектным. В самьяме мы медитируем на этом различии. Пуруша постоянен, в то время как читта колеблется. Практикой самьямы понимается природа пуруши.
Чтобы осознать, [реализовать] пурушу, вы должны идти за пределы царства пракрити. Это есть субъектное осознание или осознание самости. Осознание самости [или самоосознание] появляется после выхода за пределы пракрити. Тогда полностью осознается различие пуруши и пракрити. Тогда нет бхоги, т. е. объектного опыта, потому что авидья закончена. -
Благодаря самьяме йогин с легкостью проводит грань между разумом и душой, которая истинна и реальна.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Поскольку чистый разум и созерцатель в своем единстве служат целям души и природы, кажется, что они тождественны друг другу. Тем не менее это не так. Благодаря самьяме на то, что существует само по себе и для себя, йогин познает душу.
Очищенный сияющий разум (саттва буддхи) свободен от эгоизма. Он отличен от света души. Самьяма на самого себя выявляет грань между разумом и душой и венчает йогина знанием души. Обозначая в этой сутре созерцателя словом свартха, а разум – парартха, Патанджали показывает четкие различия между ними. Из-за неспособности проводить грань между созерцателем и разумом мы попадаем в ловушку мирских удовольствий. Зная разницу, мы открываем врата души.
Являясь вершиной природы, очищенный сияющий разум, тем не менее, остается субъектом того или иного опыта. Поскольку душа неизменна, ее свет постоянен и неколебим. Садхака принимает интеллект за пурушу. Самьяма позволяет йогину распутать узел, связавший интеллект и душу, и обособить очищенный разум. Так обособляются чувства, ум и эго, и в результате свет души прорывается наружу.
Мы отдаем должное таким людям, как Альберт Эйнштейн, Рамануджа, Арнольд Тойнби, Шакунтала Деви и Карл Густав Юнг. То, как они использовали свой необыкновенный ум во благо всему человечеству, вдохновляет каждого из нас. В то же время их духовность – это не сияние пуруши, но отсвет возделанного разума, который принадлежит человеческой природе.
(См. I.3; II.18, 20; III.35 и IV.34.)
Комментарии (0)