Сутра 18. Знание предыдущих рождений

  • Знание прежних воплощений становится доступным, когда приобретается способность видеть мыслеобразы.
    Бейли
  • Сосредоточение на впечатлениях даёт знание прошлой жизни.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Различением впечатлений — знание прошлой жизни.
    Вивекананда (старый перевод)
  • От непосредственного восприятия Реакций (самскары) [приносимой схождением на них Дисциплины] следует знание о своих предыдущих рождениях.
    Ганганадха
  • Исследование самьямой привычек и тенденций приводит к их источнику. Соответственно, индивидуум обретает глубокое знание своего прошлого.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Во всех областях человеческой деятельности существует скрытая возможность развития индивидуальных привычек и склонностей. Некоторые из них более очевидны, чем другие.
    Мы изучаем, как развивались наши личные характеристики и наше поведение, какие события прошлого повлияли на наши отношения, наши привязанности и наши антипатии. Мы изучаем, до какой степени они связаны с нашим происхождением, традициями, социальными требованиями и т.п. Когда обнажаются все эти корни, мы изменяем стиль нашей жизни к лучшему.

  • Вследствие непосредственного восприятия самскар — знание прежних существований (джати).
    Загуменнов
  • Благодаря непосредственному постижению санскар [возникает] знание прошлых перерождений.
    Островская и Рудой
  • [Знание прошлых] рождений и состояний жизни [приходит] от наполнения непосредственным восприятием Санскар (отпечатков в сознании).
    Ригина
  • Восприятие ощущений (санскар) даёт знание предшествующих рождений.
    Свенсон
  • При мысленном представлении различных образов приходит знание о [своих] прошлых жизнях.
    Фальков
  • Путем прямого восприятия отпечатков [появляется] знание предыдущих рождений.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Самскары бывают двух типов: [отпечатки] памяти и васаны. [Отпечатки] памяти подсознательны, васаны бессознательны. Когда самскары [принадлежат] памяти, они определенным образом организованы. Самскары, которые [находятся] в бессознательном, организованы по-другому. Самскары, дающие начало плодам или следствиям, накапливаются в форме прарабдхи, подобно звуку на граммофонной записи. Практикой самьямы на отпечатках, которые могут быть видимы в течение более глубоких стадий сознания, может исследоваться подсознание, равно как и [слой] бессознательного. Посредством практики самьямы на этих самскарах йог может иметь доступ к знанию прошлых рождений.

  • Благодаря непосредственному восприятию подсознательных впечатлений йогин обретает знание предыдущих жизней.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Йогин способен воссоздать в своей памяти впечатления, которые он получил в предыдущих жизнях и которые формируют его жизнь в настоящем. Инстинкт, память и желание играют важную роль на протяжении всей жизни. Память принадлежит подсознательному уму, а плоды желаний (страдания и удовольствия, испытываемые в настоящей жизни как результат благих и неблагих действий, совершенных в прошлых) – бессознательному.
    Освобождаясь от инстинктов и желаний, йогин перестает зависеть от памяти и от ощущений печали и радости и обретает способность непосредственного восприятия. Благодаря интуиции он зрит все свои прошлые жизни, узнает о своем будущем и постигает жизни других людей.
    (См. II.12, 13, 39 и IV.33.)

Другие направления