Сутра 47. Как овладеть асаной

  • Устойчивость и лёгкость позы достигается настойчивым лёгким усилием и сосредоточением ума на бесконечном.
    Бейли
  • Поза делается прочной и приятной ограничением естественной склонности[к подвижности] и сосредоточением на мысли о безграничном.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Путём лёгкого усилия и размышления о беспредельном [положение тела]становится твёрдым и приятным.
    Вивекананда (старый перевод)
  • С помощью ослабления Напряжения и с помощью созерцания Ананта (Безграничного) [это положение] выполняется.
    Ганганадха
  • Эти качества могут быть достигнуты распознаванием и наблюдением за реакцией тела и дыхания на различные позы, составляющие практику асаны. Однажды познанные, эти реакции могут контролироваться шаг за шагом.
    Десикачара (Кришнамачарьи)
  • Она достигается ослаблением напряжения и созерцанием бесконечного(ананта-самапатти).
    Загуменнов
  • При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
    Островская и Рудой
  • Устранение напряжения [тела] [даёт] достижение бесконечного.
    Ригина
  • Это достигается ослаблением усилий и размышлением о Бесконечном.
    Свенсон
  • При лёгком усилии и размышлении о бесконечном.
    Фальков
  • Путём ослабления напряжения и медитацией на змее Аканта, овладевается асана.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Для того чтобы стать совершенным, чтобы асана, которая выбрана для медитации, была устойчивой и удобной, необходимо преодолеть напряжение и усилие. Так, необходимо расслаблять напряжение. В асане должно быть совершенное расслабление; [это во-первых]. Во-вторых, ум должен быть сконцентрирован на Ананте.
    Слово ананта означает бесконечность. Оно также является именем змея, на котором Господь Вишну покоится среди молочного океана. Но в этой сутре Ананта означает змея чисто символически и под змеей подразумевается кундалини шакти. Ученику следует концентрироваться на змеиной силе в муладхара чакре или применять любой другой метод концентрации на кундалини. Выражение «расслабление» или «снятие усилия» означает, что не следует применять какую-либо силу. Асана должна быть совершенно расслабленной, без какого бы то ни было напряжения в мышцах или нервах. Так, для медитации можно выбрать любую асану, которую вы в состоянии практиковать без усилия, такую, как сиддхасану, падмасану или свастикасану.

  • Асана становится завершенной, когда усилие, направленное на ее исполнение, утрачивает природу усилия и внутри наступает состояние бескрайнего бытия.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Совершенство в асане достигается лишь тогда, когда прекращается усилие, которое сменяет ощущение безграничного покоя, а смертное тело, будучи лишь инструментом, растворяется в созерцателе.

    Устойчивость в позе достигается тогда, когда садхаке больше не требуется прикладывать для этого усилий. Будучи стабильным, он постигает физиологический аспект каждой асаны и, проникая в глубины самого себя, достигает мельчайших частиц своего тела. Ему открывается искусство расслабления, которое не только не нарушает, но, наоборот, всячески поддерживает устойчивость тела и сознания. Обретая мастерство расслабления, мы автоматически расширяем внутреннее пространство тела и сознания. Таким образом развивается чувствительность ума, посредством которой мы тренируем свою мыслительную способность. Мы обретаем способность прочитывать бесконечное и проникать в него. Мы вкушаем не знающее границ единство, неделимое и универсальное.
    Некоторые считают, что стать мастером асаны можно, лишь целиком и полностью предав себя Господу. Но как же так? Практикуя йогу, мы постоянно ходим по лезвию бритвы. Совершенство в асане достигается лишь благодаря настойчивости, бдительности, неустанному проникновению в суть. Только это избавляет нас от инертности и продвигает вперед. Сдавая себя на милость Господа, мы, безусловно, забываем о давлении, которое постоянно оказывает на нас окружающий мир. Мы избавляемся от напряженности собственных усилий и учимся покорности, даже если уже овладели искусством асаны. Однако капитулируя перед Господом, мы не обретаем совершенства.
    Когда садхака достигает равновесия, одновременно и тело, и разум становятся внимательными, расслабляются, расширяют свое пространство и рассеиваются. Так они растворяются в обители души. Это признак того, что человек оставил пределы мира противоположностей и пребывает вне удовольствия и боли, жара и холода, чести и бесчестия.
    Когда асана становится завершенной, мы открываем для себя счастье и блаженство, которые ничто не в силах омрачить.

Другие направления