Сутра 29. Восемь частей дисциплины йоги

  • Восемь средств йоги — это заповеди или Яма, правила или Нияма, поза или Асана, правильное управление жизненной силой или Пранаяма, абстрагирование или Пратьяхара, внимание или Дхарана, медитация или Дхьяна, созерцание или Самадхи.
    Бейли
  • Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи — вот восемь ступеней йоги.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьятхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи —суть органы йога.
    Вивекананда (старый перевод)
  • i) Обуздание (Яма), ii) Выполнение ритуалов (Нияма), iii) Положение (Асана), iv) Регуляция Дыхания (Пранаяма), v) Отвлечение (Направление в определённое русло, Пратьяхара), vi) Концентрация (Дхарана), vii) Медитация(Созерцание, Дхьяна) и viii) Союз (Состояние Трансцендентального Сверхсознания, Самадхи) являются «восемью ветвями» (аштанга).
    Ганганадха
  • Существует восемь компонентов йоги. Это:a. Яма — наше отношение к окружению. b. Нияма — наше отношение к себе. c. Асана — упражнения с телом. d. Пранаяма — упражнения с дыханием. e. Пратьяхара — ограничение наших ощущений. f. Дхарана — способность направлять наш разум. g. Дхьяна — способность развить взаимодействие с тем, что мы стремимсяпонять. h. Самадхи — полная интеграция с объектом, который мы намерены понять.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Порядок представления эволюционирует от анализа внешних связей к очень интенсивному и ярко выраженному состоянию интроспекции. Однако этот порядок совсем не обязателен для освоения. Нет определенных правил или определенных маршрутов. Единственный маршрут, которому нужно следовать, это такой, который максимально способствует достижению состояния, описанного в сутре 1-2. Все компоненты развиваются одновременно по мере прогресса индивидуума.

  • Яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи — восемь средств йоги.
    Загуменнов
  • Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [йогические]позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение — [таковы] восемь средств [осуществления] йоги.
    Островская и Рудой
  • Йама, Нийама, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи —восемь ступеней [Йоги].
    Ригина
  • Яма (самоконтроль), нияма (строгое соблюдение требований), асаны (йогические позы), пранаяма (регулирование дыхания), пратьяхара (регулирование и отвлечение органов чувств), дхарана (концентрация внимания), дхьяна (созерцание), самадхи (осознанное сосредоточение) — всё это восемь средств йоги.
    Свенсон
  • Йама, Нияма, Асаны, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхияна и Самадхи — вот восемь орудий Йога.
    Фальков
  • Самообуздание, установленные правила, позы, контроль дыхания, удаление чувств, концентрация, медитация и самадхи устанавливают восемь частей дисциплины йоги.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    С этой сутры мы начинаем тему раджа йоги. Обычно считается, что медитация это и есть йога, но в действительности йога включает широкий ряд дисциплин, которые обусловливают и очищают ментальные инструменты. Раджа йога Патанджали делится на восемь ветвей, которые взаимозависимы и близки по значимости. Яма, нияма, асана, пранаяма и пратьяхара составляют внешний аспект йоги ― бахирангу или экзотерическую йогу. Дхарана, дхьяна и самадхи формируют внутренний аспект ― антаранга йогу. Это интересно, что восемь областей йоги разделены на две части: бахирангу и антарангу. Бахиранга означает йогу, которая должна практиковаться с внешними объектами, т. е. в отношении тела, общества и многих других вещей, которые являются внешними по отношению к себе. [Как уже сказано,] бахиранга йогу составляют асана, пранаяма, яма, нияма и пратьяхара. Дхарана, дхьяна и самадхи оставляют эзотерическую йогу, так как в этих практиках вы переключаетесь с объектного на субъектный метод созерцания.
    Внешние и внутренние средства взаимосвязаны. Некоторые люди, которые рождены с великими самскарами, в состоянии практиковать медитацию сразу, без прохождения через начальные стадии ямы и ниямы. Большинство же из нас вынуждено продвигаться вперед шаг за шагом, начиная с ямы и ниямы, потому что в процессе жизни испытывается определенный недостаток в сдерживании и дисциплине и существует возможность некоего бессознательного взрыва, который может создать ментальное расстройство. Такие взрывы, происходящие из-за загрязнений [ума], иногда случаются в медитации и приводят к расстройству [психики]. Это одна из главных причин неудач в медитации.
    Не следует торопиться, когда вы практикуете медитацию; она должна идти сама. Здесь не должно быть спешки. Каждая стадия раджа йоги создает путь для следующей более высокой стадии, потому все эти части взаимозависимы. Границы, [где кончается одна стадия и начинается другая], не могут быть заранее известны; они могут быть познаны через опыт. Это есть единый цельный путь, ведущий последователя вверх. Деление на восемь ступеней сделано как раз для того, чтобы заставить последователя быть внимательным. По своей природе яма и нияма универсальны, поскольку признаются всеми [духовными течениями]. Самый мудрый путь для последователя заключается в том, чтобы практиковать все эти стадии как можно медленнее, с тем, чтобы не было [бурной] реакции, вызванной подавлением естественной расположенности]. Предварительная часть раджа йоги должна практиковаться в составе группы, с которой последователь должен жить в течение какого-то времени. Когда ум всецело будет укладываться в определенную схему, можно возвращаться обратно в общество и жить с людьми. Повсюду общество эксплуатирует личность, оно пытается отвести ее от духовной цели. Поэтому последователь на какое-то время должен постоянно пребывать в присутствии гуру и всецело находиться под его влиянием.

  • Нравственные предписания (яма), твердо установленные правила (нияма), поза (асана), регуляция дыхания (пранаяма), обращение чувств внутрь к своему источнику (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и погруженность сознания (самадхи) — восемь составляющих йоги.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    В этой сутре Патанджали утверждает восьмеричный путь йоги (аштанга-йога), подробное описание которого приводится в последующих сутрах садхана пады, а также в первых трех сутрах вибхути пады.

    Обязательные к соблюдению нравственные ограничения и правила связаны традицией и определяются происхождением человека. Им необходимо постоянно следовать в процессе практики йоги. Асана, пранаяма и пра-тьяхара, будучи отдельными дисциплинами, все же зависят друг от друга и только в своей совокупности способны открыть садхаке скрытые грани йоги. Эти стадии, помогающие садхаке овладеть искусством йоги, объединяются понятием прогрессивной садханы. Благодаря им мы устремляемся в своем движении все выше и выше. Первые пять аспектов йоги предполагают личные усилия, направленные на развитие сознания. Дхарана, дхьяна и самадхи — это универсальное проявление йоги, ее естественные состояния (йога сварупа).

Другие направления