Сутра 22. Пракрити после освобождения

  • Для человека, достигшего йоги (или единения), вещественная вселенная прекращает существовать. Однако она существует для тех, кто ещё не свободен.
    Бейли
  • Исчезнувшая для того, кто достиг цели, она не исчезает для других.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Хотя разрушается для того, кто достиг цели, она однако ж не уничтожается,оставаясь присущей другим.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Хотя это прекращает существовать в отношении Души, чьи цели осуществлены, это не прекращает существования полностью, поскольку является общим для других Душ.
    Ганганадха
  • Существование всех объектов [а следовательно и их восприятие] не зависит от потребностей индивидуальности воспринимающего. Они существуют безотносительно индивидуальности, не приспосабливаясь к различным потребностям разных индивидуальностей.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Значит ли это, что объекты восприятия не существуют без воспринимающего?
    Потребности индивидуальности могут быть четко определены только в конкретный момент времени. Некоторые потребности периодичны или нерегулярны. И потребности одной индивидуальности не могут рассматриваться как более предпочтительные, в терминах качества и правдоподобия, по сравнению с потребностями других индивидуальностей. Автомобиль может потребоваться не хозяину, а его супруге. Пища может не потребоваться именно сейчас, но через несколько часов станет насущной потребностью. Разве исчезнет еда со стола, если гость не придет?

  • Хотя зримое и уничтожено для достигшего цели, оно не уничтожено для других, будучи присуще им.
    Загуменнов
  • Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не исчезло для других — в силу свойства быть общим.
    Островская и Рудой
  • Хотя [зримое] для того, кто достиг цели (освобождения) [как бы] перестает существовать, однако оно не перестает существовать для того, кто ещё не достиг, так как имеет общую основу с иными чем он [с ещё не достигшими].
    Ригина
  • Хотя это (пракрити) уничтожается для того, кто достиг цели, оно не уничтожается полностью ввиду того, что присуще другим.
    Свенсон
  • И хотя все это разрушается для достигшего цели, но не уничтожается для других.
    Фальков
  • Для того, чья цель достигнута, видимое становится несуществующим, но для других оно не разрушается, так как познание является общим для всех.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Когда пуруша [всадник] в своем странствии достигает конечной цели, он оставляет лошадь, потому что дальше она не используется. На лошади это не отражается, она продолжает служить другим [паломникам]. Подобным образом, когда пуруша освобождается и его опыт завершается, у него нет больше дел, [связанных] с пракрита.
    Можно сказать, что когда чистое сознание, которое проходило через различные фазы эволюции, через испытание различного рода опыта, достигает состояния освобождения, тогда пракрити становится для пуруши несуществующей. Однако когда пуруша освобождается, когда его цель достигнута и познание как бы стало несуществующим для этого пуруши, восприятие индивидуумом фактически может продолжаться: он будет видеть, слышать, двигаться и т. д. Это состояние дживанмукти, в котором человек не прекращает свое существование. Люди дживанмукти [продолжают] действовать в царстве пракрити. Вопреки тому, что они свободны, пракрити продолжает свою работу, потому что это общее свойство ума, читты, чувств и т.д. Поэтому они продолжают получать опыт в этом мире и не умирают сразу после достижения дживанмукти.
    Таким образом, сначала пуруша становится освобожденным, а [затем] пракрита, продолжая жить, делает свою собственную работу через тело дживанмукти.
    Сознание или пуруша не приходит в соприкосновение с пракрита, и после их многолетнего раздельного существования пракрита увядает. Подобно тому, как всадник после того, как его цель достигнута, оставляет свою лошадь и перестает ее тренировать, защищать и заботится о ней. Похожим образом освобожденный пуруша не уделяет внимание пракрита. Так, лошадь становится слабой и однажды умирает. То же происходит и с пракрити, она становится слабой и оставляет дживанмукти, потому что ей самой приходит конец. Это называется видехамукти.

  • Для освобожденных душ связь с природой прекращается. Для них ее назначение исполнено, но другие продолжают находиться в ее власти.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Как только средства природы, служащие созерцателю проводником, выполняют свою миссию и освобождают созерцателя из плена ментальности и чувств, они мгновенно успокаиваются, ибо их цель достигнута. Так пуру-ша избавляется от связи с пракрити: материя перестает для него существовать. Теперь он готов постичь собственную природу (сварупа).

    В то же время инструментами природы — элементами, их тонкими свойствами, космическим разумом, индивидуальным «я», эго, разумом, чувствами восприятия и органами действия — обладает каждый. Поэтому те, кто еще связан с природой, продолжают пребывать в ее власти и биться в сетях беспорядочного мира.

Другие направления