Сутра 21. Пракрити существует только ради пуруши

  • Всё, что есть, существует ради души.
    Бейли
  • Природа познаваемого в опыте существует для него [пуруши].
    Вивекананда (новый перевод)
  • Природа испытываемого — для него.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Вся сущность «Видимого» существует для того («Зрителя», Души).
    Ганганадха
  • Всё, что может быть воспринято, имеет только одну цель: быть воспринятым.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Таким образом, все, что может быть воспринято, не имеет собственной индивидуальности и предназначено исключительно для воспринимающего. Так же как хлеб находится на столе не ради себя самого, а ради гостя.

  • Именно для него существование зримого.
    Загуменнов
  • Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.
    Островская и Рудой
  • Сущность зримого — только это.
    Ригина
  • Само существование видимого — ради видящего.
    Свенсон
  • И всё созерцаемое принадлежит ему.
    Фальков
  • Ради одного того (пуруши) существует пракрити.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Пракрити существует только ради пуруши. Весь процесс эволюции непосредственно с самого начала предназначен, чтобы служить цели одного пуруши. Пракрити ― это только средство. [Если] Пуруша ― познающий, то пракрити ― посредник познания. В писаниях говорится, что все структуры вселенной есть проявление соединения пуруши с пракрити. Пракрити дает начало вселенной только для опыта пуруши и в конечном итоге его освобождения. Это похоже на паломничество, которое всадник совершает на лошади. Лошадь помогает всаднику идти, и так происходит [их путешествие]. То и дело всадник спешивается и заботится о лошади. Лошадь предназначена для путешествия и достижения цели ― завершения этого путешествия.
    Для всадника она есть только средство реализации ей цели. Подобным образом пракрити ― только средство для пуруши, т. е. его опыта, а также его освобождения. Пракрити постоянно работает, чтобы реализовать весь план эволюции, и когда пуруша достигает окончательного освобождения, цель, которой служила пракрити, становится выполненной. По отношению к этому пуруше она полностью прекращает свою деятельность.

  • Природа и разум существуют единственно ради служения истинной цели созерцателя — освобождению.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Разум — это проводник. Он служит созерцателю с тем, чтобы избавить сознание от авидьи. Любой проводник души, будь то ум, чувства восприятия или органы действия, имеет склонность вовлекаться в чувственный, феноменальный мир и отождествляться с ним. Различение, свойство разума, призвано помочь садхаке избежать этого нежелательного вовлечения. Поэтому, чтобы познать свою душу, необходимо непрерывно осуществлять йогическую садхану.

    Если садхака по какой-то причине застопорит свою садхану и проявит невнимательность, чувства начнут беспокоить созерцателя, и тот вновь окажется в ловушке чувственных удовольствий. Изучение ума и исследование себя посредством разума — это задачи внутреннего поиска, антаратма садханы.

    Это сутра сообщает нам, что сознание, эссенция природы, которую можно познать, существует исключительно ради созерцателя, который зрит лишь для того, чтобы зреть.

Другие направления