Сутра 21. Пракрити существует только ради пуруши
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Всё, что есть, существует ради души.Бейли
-
Природа познаваемого в опыте существует для него [пуруши].Вивекананда (новый перевод)
-
Природа испытываемого — для него.Вивекананда (старый перевод)
-
Вся сущность «Видимого» существует для того («Зрителя», Души).Ганганадха
-
Всё, что может быть воспринято, имеет только одну цель: быть воспринятым.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Таким образом, все, что может быть воспринято, не имеет собственной индивидуальности и предназначено исключительно для воспринимающего. Так же как хлеб находится на столе не ради себя самого, а ради гостя.
-
Именно для него существование зримого.Загуменнов
-
Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.Островская и Рудой
-
Сущность зримого — только это.Ригина
-
Само существование видимого — ради видящего.Свенсон
-
И всё созерцаемое принадлежит ему.Фальков
-
Ради одного того (пуруши) существует пракрити.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Пракрити существует только ради пуруши. Весь процесс эволюции непосредственно с самого начала предназначен, чтобы служить цели одного пуруши. Пракрити ― это только средство. [Если] Пуруша ― познающий, то пракрити ― посредник познания. В писаниях говорится, что все структуры вселенной есть проявление соединения пуруши с пракрити. Пракрити дает начало вселенной только для опыта пуруши и в конечном итоге его освобождения. Это похоже на паломничество, которое всадник совершает на лошади. Лошадь помогает всаднику идти, и так происходит [их путешествие]. То и дело всадник спешивается и заботится о лошади. Лошадь предназначена для путешествия и достижения цели ― завершения этого путешествия.
Для всадника она есть только средство реализации ей цели. Подобным образом пракрити ― только средство для пуруши, т. е. его опыта, а также его освобождения. Пракрити постоянно работает, чтобы реализовать весь план эволюции, и когда пуруша достигает окончательного освобождения, цель, которой служила пракрити, становится выполненной. По отношению к этому пуруше она полностью прекращает свою деятельность. -
Природа и разум существуют единственно ради служения истинной цели созерцателя — освобождению.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Разум — это проводник. Он служит созерцателю с тем, чтобы избавить сознание от авидьи. Любой проводник души, будь то ум, чувства восприятия или органы действия, имеет склонность вовлекаться в чувственный, феноменальный мир и отождествляться с ним. Различение, свойство разума, призвано помочь садхаке избежать этого нежелательного вовлечения. Поэтому, чтобы познать свою душу, необходимо непрерывно осуществлять йогическую садхану.
Если садхака по какой-то причине застопорит свою садхану и проявит невнимательность, чувства начнут беспокоить созерцателя, и тот вновь окажется в ловушке чувственных удовольствий. Изучение ума и исследование себя посредством разума — это задачи внутреннего поиска, антаратма садханы.
Это сутра сообщает нам, что сознание, эссенция природы, которую можно познать, существует исключительно ради созерцателя, который зрит лишь для того, чтобы зреть.
Комментарии (0)