Сутра 41. Единство читты с объектом

  • Для того, чьи вритти (изменения субстанции ума) полностью под контролем,наступает состояние идентичности и подобия тому, что осознаётся. Познающий, знание и поле познания становятся одним, подобно тому, как кристалл вбирает в себя цвета того, что в нём отражается.
    Бейли
  • Йог, вритти которого сделались бессильными (контролируемыми), достигает концентрированности воспринимающего («Я»), инструмента восприятия(ум) и воспринимаемого (внешних объектов), а сам йог в то же время подобен кристаллу, [через который проходят лучи от цветных объектов].
    Вивекананда (новый перевод)
  • Йог, которого Вритти сделались таким образом бессильными [подчиненными], достигает в получающем, посредствующем и полученном [сущем, сознании и внешних предметах] сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу [перед различными окрашенными предметами].
    Вивекананда (старый перевод)
  • Функции становятся истощёнными, когда ум приводится к обращению к Познающему или Инструменту Познания или к Объекту Познания, он уменьшается до такого состояния «соединения», в котором он принимает форму того, к чему он приложен; подобно чистому кристаллу.
    Ганганадха
  • Когда разум свободен от возмущений, появляется возможность вовлечения всех ментальных процессов в исследование объекта. Оставаясь в таком состоянии, вы становитесь полностью погружённым в объект. Тогда разум, подобно отшлифованном алмазу, отражает только свойства объекта и ничего более.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Вначале все ментальные проявления, кроме сна, вовлекаются в постижение объекта. Но, постепенно, остаются только необходимые для правильного и безупречного постижения.

  • Когда функции [читты] ослаблены, [она], уподобляясь прозрачной драгоценности, [достигает способности] самапатти, т.е., совершенного постижения того, что относится к познающему, познанию и познаваемому.
    Загуменнов
  • Сосредоточение есть состояние «окрашивания» тем [объектом], на который[сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развёртывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.
    Островская и Рудой
  • Увяданием вритти [достигается] прозрачность сознания, подобная прозрачности кристалла. Зрячий, зримое, а также инструмент зрения достигают постоянного единства.
    Ригина
  • Когда волнения ума находятся под контролем, ум становится подобным про-
    Свенсон
  • Когда любое видоизменение сознания поглощено, оно обращается внутрь себя и созерцающий становится чист, как кристалл.
    Фальков
  • Самапати — это состояние полной поглощённости ума, который свободен от вритти, в [трёх видах объектов, таких, как] познающем, познаваемом и познании, подобно тому, как отполированный кристалл принимает цвет того, на чём он покоится.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Слово «самапати» означает полное поглощение, подобно тому, как океан полностью поглощает всю воду устремленных в него рек. Это состояние ума достигается с помощью различных практик: таких, как пранаяма, смирение, садхана и т. д. В общем плане это результат, непосредственно предшествующий практике самадхи. Пока самапати не достигнуто, невозможно вести разговор о более высоких практиках. То, что имеется в виду под более высокой или низкой практикой, зависит от индивидуальных способностей. Например, человек с более высоким сознанием не нуждается в джапе или киртане. Он может просто закрыть глаза и войти в глубокое ментальное состояние. Для тех же людей, чей ум может быть полон мыслей, это состояние может считаться слишком высоким. Вместо того чтобы называть садхану высокой и низкой, можно использовать определения простая и более трудная.
    * Из сравнения с кристаллом возможна другая интерпретация. Ум «окрашивается» объектом и, поскольку ум чист, в нем отражаются все свойства объекта. Объект полностью охватывается умом, т. е. «поглощается» им. (Прим. пер.)
    Невозможно войти в состояние медитации до тех пор, пока ум не очищен. Если ум чист, состояние медитации может прийти так же просто, как к обычному человеку приходит сон. Для этого вритти должны быть ослаблены. Это [ослабленное состояние вритти] подобно сну в поезде. В этом состоянии нет полного осознания, такого, как в бодрствующем состоянии, хотя вы и осознаете, что люди входят и выходят, поезд останавливается и т. п. Это называется ослабленным осознанием. Оно может быть достигнуто посредством множества техник приведения ума к устойчивости, о которых шла речь в предыдущих сутрах. Когда и отрывочное сознание также сходит на нет, ум становится таким же прозрачным и чистым, как кристалл. Он может быть применен к любому объекту. Это самапати. Кусок белого мела, размещенный на листе цветной бумаги, не принимает цвет этой бумаги, но если вы положите здесь кристалл, будет казаться, что он внутри того же цвета, что и бумага. Это происходит потому, что кристалл абсолютно чист. Подобным образом ум в состоянии самапати отличается от ума в обычном состоянии. В тот момент, когда ум освобождается от вритти, он начинает функционировать как кристалл. Это дает начало чистому объективному осознанию объекта, на котором покоится ум. Когда вы практикуете тратаку или медитацию на объекте, таком, как шивалинга, вритти медленно уменьшаются и в конце концов происходит внезапная вспышка сознания, когда ум полностью сплавляется с объектом. Три грани объекта, такие, как имя, форма и то, что они обозначают, в опыте могут испытываться раздельно. Существует шесть типов плавки [ума], называемых соотственно савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита. Это стадии плавления вашего сознания в отношении к объекту, на котором вы медитируете. В конце концов, приходит время, когда объект исчезает. Следует помнить, что это происходит только тогда, когда объект исчезает вместе с осознанием того, что вы что-то совершили.
    Когда происходит плавка, разновидности сознания почти полностью исчезают из сознания. Это экаграта или однонаправленность. Пока длится это состояние, все три вещи: медитация, ее объект и ее сознание* ― становятся одним.
    *Имеется в виду не процесс, а сам объект. (Прим. пер.)

  • Йогин осознает, что субъект, инструмент и объект познания суть одно – он сам, созерцатель. Словно прозрачный алмаз, он отражает чистый свет.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Очищаясь, сознание наделяется сильной чувствительностью, становится чистым и прозрачным и лишается двойственности восприятия. Четко отраженные, субъект, инструмент и объект восприятия начинают пониматься как одно – созерцатель. Подобно объекту, четко отражаемому чистым зеркалом, воспринимающий, воспринимаемое и инструмент восприятия отражаются как нечто единое. Свойство сознания четко отражать действительность называется самапатти, которое подразумевает принятие изначальной формы созерцателя.

    Давая определение самапатти, Патанджали проводит тонкую грань между йогой, самадхи и самапатти. Йога суть использование средств для достижения самадхи. Самадхи – это глубокая медитация, полная погруженность. Самапатти – это уравновешенное состояние ума созерцателя, который, познав самадхи, излучает собственную чистоту. Другими словами, йогу и самадхи можно рассматривать как практику, а самапатти – как состояние, к которым она ведет.
    Когда колебания ума – будь они саттвического, раджасического или тамасического характера – прекращаются, ум перестает собирать и передавать информацию, и читта уподобляется безмятежным, чистым водам тихого озера. Ум достигает созерцателя и начинает отражать свою чистоту без всякого преломления. Он уподобляется прозрачному алмазу и становится одновременно и субъектом, и инструментом, и объектом познания. Таким образом садхака познает истинную природу души.
    Самапатти хранится в абхиджатамани, что означает безупречный алмаз. Читта преобразилась в безупречный алмаз. Голодный и испытывающий жажду человек нуждается лишь в еде и питье. Голод и жажда диктуются необходимостью, они инстинктивны и требуют незамедлительного удовлетворения. В свою очередь, эмоции, такие как вожделение, гнев, алчность, безрассудная страсть, гордыня и ненависть не являются инстинктивными, но формируются вследствие контакта с внешним миром. Несмотря на приобретенный характер, они укореняются в человеке во всей своей полноте. Такие качества, как правдивость, чистота и желание любить интуитивны и тоже полностью представлены в человеке. Благодаря йогической дисциплине и созерцанию садхака развивает в себе интуитивные качества чистоты и правдивости и познает безупречную природу сознания. Так он становится созерцателем, и его слова, помыслы и поступки начинают излучать свет мудрости.

Другие направления