Сутра 32 (33). Карма постижима

  • Время, являющееся последовательностью видоизменений ума, подобным же образом прекращается, уступая Вечному Сейчас.
    Бейли
  • Изменения, которые существуют по отношению к моментам времени и воспринимаются с другого конца [конца серии], суть последовательность.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Перемены, существующие по отношению к моментам времени и воспринимаемые на другом конце [в конце ряда] составляют последовательность.
    Вивекананда (старый перевод)
  • «Последовательность» (крама) является противоположностью моментов(кшана) и познаётся посредством конечных стадий модификации (видоизменения).
    Ганганадха
  • Последовательность — это замена текущей характеристики последующей. Любая замена привязана к определённому моменту времени. Замена характеристик, в свою очередь, является основой данного момента.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Что такое последовательность?

    Момент, являющийся основной единицей времени, и последовательность связаны. Их общей основой является изменение характеристик объекта. Изменения воздействуют на последовательность. Следовательно, время существенно и является неотъемлемой частью изменения. Порядок изменения - это перемены в характеристиках, следующих одна за другой (см. сутры 3-15 и 3-52). В контексте сутры 4-32 изменения, возникающие в объектах восприятия, связаны с различными последовательностями из прошлого, когда они были и непредсказуемыми, и приносящими боль. Сейчас индивидуум может управлять изменениями.

  • Относящееся к моментам и познаваемое по завершении изменений есть«непрерывный ряд».
    Загуменнов
  • Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения, есть противоположность мгновения.
    Островская и Рудой
  • Моменты времени — непрерывный ряд. Изменения познаются лишь на последней стадии этого последовательного ряда [но в Самадхи знание мгновенно и последовательность времени исчезает].
    Ригина
  • Последовательность есть то, что соответствует моментам и делается постижимым в конце последней трансформации (гун).
    Свенсон
  • Перемены, познаваемые в разные моменты, составляют единую цель.
    Фальков
  • Карма есть процесс, соответствующий моментам, постижимый в конце.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Процесс есть ряд явлений. Он может быть познан, только когда завершен. Например, то, что этому телу когда-то приходит конец, становится постижимым только в конце процесса [его функционирования], которым является смерть. Поэтому постоянно имеет место процесс умирания. Но на этом процесс [в целом] не заканчивается, потому что моменты преобразования немедленно сменяются другой формой существования. Каждый момент вещи стареют, но мы признаем их старыми только после окончания этого процесса. Этот особый процесс в отношении времени и в отношении событий называется крама. Это [процесс «умирания»] есть истина для всего, что является продуктом трех гун, так как каждый момент гуны продолжают изменение. Только душа или пуруша находится за пределами сферы действия этих преобразований.
    Существует пять классов паринамы:
    1. От не проявленного к проявленному.
    2. От минерала к растению.
    3. От растения к животному.
    4. От животного к человеку.
    5. От человека к сверхчеловеку.
    В этих различных классах также существуют различные стадии эволюции. Обычно мы не замечаем личные изменения от стадии к стадии, так как они не очень заявляют о себе. Мы можем видеть изменения в человеке, когда встречаем его через десять или пятнадцать лет. В действительности это изменение происходит каждый момент, но распознать [каждое такое изменение] в отдельности мы не можем. Этот процесс изменений приходит к концу в дхарма мегха самадхи, которое является конечной точкой преобразования трех гун. За пределами этого процесса нет никакого преобразования. Вместе с ним приходит конец трансформации во всем царстве опыта. Поэтому после того, как достигается мокша, не происходит никакого перерождения, так как с этого момента преобразования в физической и ментальной сферах также останавливаются. но так же, как мы не знаем, как ребенок становится молодым человеком или молодой человек становится старым, подобным образом для нас не постижимы преобразования дживы от одного царства к другому, т. е. от растения к животному, от животного к человеку и т. д., от одного воплощения к другому, от одного рождения к другому. Поэтому в мире есть люди, которые не верят в перерождение или перевоплощение. Но это происходит лишь потому, что они не могут видеть этого. Можно сказать, что это и невозможно видеть. Это постижимо только в конце процесса, а не в промежуточные моменты. Таким образом, эта сутра дает научное ичное объяснение теории перерождения.

  • Когда игра гун прекращается, время – непрерывное движение мгновений – останавливается. Иссушение потока времени постигается только на завершающей стадии развития.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Своей последовательностью время обязано ритмичному движению гун природы. Только йогин способен распознать их взаимосвязь и избавиться от власти гун.

    Непрерывная последовательность мгновений называется временем. Движения мгновений и постоянная игра гун природы отчетливо видны только по достижении наивысшей точки трансформации.
    Обычный человек ничего не знает о природе мгновений, он воспринимает их движения только как прошлое, настоящее и будущее. Если мгновения не осознаются, человек живет движениями. Память активизируется и оказывает свое влияние на сознание, которое привязывается к течению времени.
    Совершенный йогин живет мгновением и не вовлекается в движения: движения мгновений останавливаются, и психологическое и хронологическое время подходит к концу. Живя мгновением, йогин постигает созерцателя. В этом проявляет себя эволюция, развитие. Природа непрерывно обращает сознание и разум к эволюции (паринама нитьян). Созерцатель же остается вечно неизменным (кутастха нитьян). (См. сутру I.21, где дается ссылка на Мундака Упанишаду. Первая птица, образ созерцателя (кутастха нитьян), уравновешенна и невозмутима. Вторая птица, образ сознания (паринама нитьян), совершает бесконечные движения в попытке достичь состояния первой.)
    Эволюция происходит в мгновении. Мгновение предполагает момент, в то время как движение предполагает время. Изменение, совершаясь, происходит моментально, в мгновении. Однако чтобы оно совершилось, требуется определенное количество усилий, которые растягиваются в движения времени. Трансформация не происходит просто так, без усилий. Для обычного человека перемена заметна. Йогин тоже видит конечную трансформацию, которую знаменует добродетель чистой мудрости: дхарма мегха самадхи. Он освобождается от условностей времени и пространства, в то время как остальные продолжают биться в их ловушке. Природа более не притягивает и не беспокоит его. Теперь он божественный йогин.
    (См. II.18; III.13, 15, 53.)

Другие направления