Сутра 29 (30). Свобода от клеш

  • Когда эта стадия достигнута, тогда помехи и карма преодолеваются.
    Бейли
  • На этом кончаются боль и труды.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Отсюда получается прекращение страданий и труда.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Отсюда происходит прекращение Препятствий и «Кармического остатка».
    Ганганадха
  • Это настоящее состояние свободы от действий, основанных на пяти помехах.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Но это не жизнь без действий. Это жизнь, свободная от ошибок или эгоистического интереса.

  • В результате этого — устранение (нивритти) клеш и кармы.
    Загуменнов
  • Благодаря ему исчезают аффекты и карма.
    Островская и Рудой
  • Этим прекращается действие страданий.
    Ригина
  • Из этого следует свобода от карм и причин несчастий.
    Свенсон
  • И тогда следует прекращение трудов и страданий.
    Фальков
  • С этого времени [появляется] свобода от клеш и карм.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Когда йог посредством дхарма мегха самадхи достигает состояния сат-чит-ананды, он более не подвергается влиянию клеш и карм. Эти два инструмента зависимости, которые держат дживу привязанным к миру опыта, полностью растворяются под влиянием дхарма мегха самадхи. Как только эти спаренные инструменты разрушаются, йогическая садхана подходит к концу. Следует понять, что непосредственной целью йоги является уничтожение авидьи и клеш. Реализация кайвальи не является результатом прямого воздействия, она опосредована через удаление клеш. Мы не должны развивать [реализацию]. Это есть только растие состояния, которое [потенциально] уже присутствует по самой природе пуруши. Дживанмукти ― это последний корень йоги *.
    * Имеется в виду, что дживанмукти ― это последнее состояние сознания, удерживающее в мире пракрити (корень), которое йога отбрасывает (выкорчевывает) для достижения кайвальи. (Прим. пер.)
    Это [слово] означает состояние свободы от уз пракрити и трех гун. Сфера деятельности пракрити начинается с авидьи и кончается в дживанмукти. Это состояние за пределами царства пракрити; в нем дживанмукта испытывает бесконечное блаженство. Здесь дживанмукта может смотреть на пракрити извне, потому что сам уже не находится там. Он имеет практическое понимание обоих: и пракрити, и мукти в одно и то же время.
    Хотя это правда, что конечное состояние мукти уже находится ас, необходимо понимать, что оно скрыто слоями авидьи и отпечатками прошлых действий. Когда посредством йоги эти слои удаляются, состояние, которое уже здесь, открывается заново.
    Итак, духовному последователю никогда не следует отказываться от своей садханы, пока через добродетель уничтожения пракрита и трех гун он окончательно не достигнет переживания блаженства. Ему следует продолжать путь йоги, пока он не станет единичным центром чистого сознания в высшей реальности и совершенно отделенным от пракрити. После достижения дхарма мегха самадхи клеши и кармы более не связывают йога. Для него они стали не существующими. Процесс мукти имеет два аспекта, а именно: индивидуальный мукти и космический (пракрити мокша). Последнее ― это освобождение пракрити и пуруши как единого целого. Когда некая личность становится свободной от клеш и кармы, последние продолжают существовать где-то в пракрити, хотя для данной личности они подошли к концу. Когда наступает конец всего огромного цикла, все поглощается в пракрити. Это пракрити мокша. Дживанмукту можно сравнить с богатым человеком, спящим в комнате с кондиционером, в то время как снаружи везде ― летняя жара.
    Пракрити мокшу можно сравнить с повсеместным прекращением жары после сильного дождя. Итак, существует два аспекта мукти: индивидуальный и универсальный. Усилия, совершаемые личностями в этой стране или где-то еще, предназначаются для личного освобождения. Примерами личного освобождения являются пророки, подобные Христу, Будде, Шанкаре. Универсальное же освобождение не может быть вызвано одним человеком. Он может [только] практиковать интенсивную садхану с тем, чтобы вызвать освобождение для себя самого.
    Существует два подхода к освобождению: первый ― это спасительный подход и второй ― практический. Подход йога должен быть [исключительно] практическим, не спасительным. Практически освобожденный дживанмукти работает ради блага человечества. Даже будучи освобожденным, он не спасается в царстве за пределами пракрити. Он работает, чтобы принести утешение и мир множеству страдающих личностей. Таким образом, он остается в дхарма мегха самадхи и не бежит в кайвалью, хотя она для него просто рядом. Он уходит вовне, в состояние кайвальи, когда чувствует, что он выполнил свою работу.
    Индивидуальное освобождение ― вовсе не освобождение. Конечно, академически ― это освобождение, но практически ― нет.
    Освобожденный человек должен сражаться. Он должен продолжить свою битву против боли, против несчастья, против причины боли и т. д. Так он продолжает распространять послание добра, живя на земле. В конце концов, когда он уже показал путь миллионам страдающих, он выходит за пределы царства пракрити и становится видеха муктой.

  • И тогда страдания и карма прекращаются.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Результат дхарма мегха самадхи – это свобода, свобода от пяти типов страдания и от колебаний. Это высшая форма разума и высшая ступень развития.

    Дождевое облако добродетели прекращает страдания, которые останавливаются сами собой, умирают сами в себе. И тогда божественные действия, не имеющие реакций, подобно потоку струятся из йогина. Это свобода.
    Авидья, мать страданий, душится в корне. Ее последствия, как и остаточные подсознательные впечатления, тоже исчезают. С этого момента ничто не может увести садхаку с божественного пути, ничто не может заставить его совершать порабощающие действия, ничто не способно подорвать или обусловить работу его сознания. Он освободился от бремени кармы.
    Бог Кришна говорит о том (Бхагават-гита, IV.5), что каждый человек должен воспитать самого себя и стать просветленным; каждый должен уберечь самого себя от деградации, поскольку «Я» само по себе друг индивидуального «я» и враг эгоистического «я».
    Когда масло в лампе заканчивается, свет затухает. Так же и лампа сознания, лишаясь своего топлива в виде действий, порождающих радости и горести, начинает угасать.
    Когда нирмана читта сама собой ослабевает, утрачивает силу и ее главное побуждение, предупреждая тем самым последствия. Цикл причин и следствий прекращается, и йогин освобождается от ига материи. Но, даже достигнув освобожденного состояния, он не отказывается от практики. Преданно следуя ей, он улавливает в ней божественные распоряжения. Таким образом, йогин не оставляет ни единого шанса тому, чтобы достигнутая свобода была утеряна из-за пренебрежительного отношения.
    (См. I.3–5, 47; II.12, 20–21, 24, 52; III.55–56; IV.3, 4 и 25.)

Другие направления