Сутра 20 (21). Путаница памяти

  • Если допустить знание ума (читты) удалённым умом, то из этого последует бесконечное количество познающих, и последовательность реакций памяти будет стремиться к бесконечной путанице.
    Бейли
  • Предположение о наличии другого познающего ума приведёт к цепочке предположений, результатом чего будет сумбур в памяти.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Если предположить другие воспринимающие сознания, не будет конца подобным допущениям и путаница в памяти.
    Вивекананда (старый перевод)
  • [Если] познание одним Умом другого Ума [будет условием], тогда будет единообразие (однородность) познания познаний, а также смешение Воспоминаний.
    Ганганадха
  • В сознании индивидуума с такой последовательностью разумов кратковременного существования наступит беспорядок и возникнет трудность поддержания согласованной памяти.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Если мы примем концепцию последовательности разумов, существующих бесконечно малый отрезок времени и служащих для создания образов и поочередного распознавания и наблюдения за ними.

    В сутрах 4-20 и 4-21 предлагается существование независимого источника восприятия. Разум, конечно, может влиять на восприятие объекта. Этот объект существует независимо от источника восприятия Если мы примем концепцию разума, который периодически становится источником, средством и объектом восприятия, то мы обязательно столкнемся со следующей проблемой: разум помнит то, что он видел в прошлом, и не может отличить это от настоящего. Кроме того мы обнаружим, что объект, видимый одной личностью, совсем не обязательно виден другой или, по крайней мере, видим ею точно так же.

  • [Если допустить] восприятие [ума] другим умом, то не было бы конца мыслям и о мыслях и [произошло бы] также смешение памяти.
    Загуменнов
  • При [допущении, что одно содержание сознания воспринимается] другим содержанием сознания, [возникает дурная] бесконечность понимания понимания и смешение памяти.
    Островская и Рудой
  • [Если предположить] зримым иное сознание или иной разум, [зримый] по отношению к первому разуму [то возникает только] путаница в памяти, не имеющая конца.
    Ригина
  • В случае познания одного ума другим, нам придётся допустить познание познания, и произойдёт смешение воспоминаний.
    Свенсон
  • Если же распознают другое сознание, то это будет бесконечный процесс из-за путаницы в памяти.
    Фальков
  • Если принять познание одним умом другого, тогда было бы познание познаний, ведущее к абсурду и путанице памяти.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Буддизм не признает пурушу. Он говорит, что ум сам может воспринимать другой ум. Но в этом случае была бы необходима бесконечная цепь умов: один, видящий другого, другой, видимый третьим и т. д. Таким образом, эта доктрина буддистов представляется совершенно ошибочной. Читта не может быть познающим; действительный познающий ― это пуруша. Пуруша не может познаваться умом или чем-то еще.
    Йога есть утверждение, что вместо принятия самой читты в качестве познающего другую читту следует в качестве основы, как познающего, взять пурушу, который остается неизменным, в то время как все остальное подвергается постоянному изменению.

  • Если бы сознание человека состояло из нескольких сознаний, каждое из которых познавало бы остальные, тогда и разум был бы таким же многообразным. Проекции ума были бы многочисленны, и каждая имела бы свою собственную память.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Множественность сознаний привела бы к тому, что один ум не понимал бы другой, а это вызвало бы беспорядок и смятение. Отсюда Патанджали заключает, что сознание одно.

    Подобно стволу дерева, от которого во все стороны отходят многочисленные ветви, единое сознание связывает различные мысли. Такое сознание в своем источнике – в духовном сердце – остается чистым и божественным. Разветвляясь от источника вверх, оно становится сформированным, сконструированным сознанием – нирмита читтой, – которое, будучи еще «сырым», не тренировано и не развито. В тот момент, когда сознание вступает в контакт с объектами, оно загрязняется и создает настроения в мыслительных волнах. К настроениям относятся пять типов колебаний (вритти) и пять типов страданий (клеши) (см. I.6 и 2.3).
    Для обозначения различных модальностей сознания ранние толкователи Йога-сутр Патанджали заимствовали понятия из буддийской философии. К этим модальностям относятся различающее знание (виджняна), знание радости и печали, получаемое через ощущения (ведана), четкость восприятия (самджня), схожесть (рупа) и впечатление (самскара). Все они отображаются нирмита читтой.
    Не следует путать эти модальности с множественностью ума. Ум остается один, но настроения создают иллюзию нескольких умов. Если бы в одном человеке был бы не один ум, а множество, каждый обладал бы своей памятью и интеллектом. Это противоречит здравому смыслу. Подобно тому как комната, стены которой увешаны зеркалами, озадачивает оказавшегося в ней человека множественностью его изображений, так и мысль о многочисленных умах вызывает замешательство и кажется нелепой.
    Практика йоги дисциплинирует и взращивает сознание, которое сосредотачивается в голове. Ступая по пути духовного роста, сознание совершенствует искусство анализа (савитарка), приобретает точность суждений (савичара), испытывает неподдельное блаженство (ананда), становится умиротворенным (сасмита) и приближается к зрелому разуму (сознанию сердца) и к истинной мудрости (ритамбхара праджня).
    Две ипостаси сознания красиво и возвышенно описаны в Мундака Упанишаде (раздел 3, песнь 1 и 2). Две птицы сидят на смоковнице. Одна неустанно порхает с ветки на ветку, попеременно пробуя разные плоды – кислые, горькие, соленые и сладкие. Не удовлетворяясь ни одним из них, она все больше распаляется и будоражится, и в своем поиске подлетает все к новым и новым ветвям. Другая птица остается безмятежной, спокойной, безмолвной, умиротворенной. Постепенно первая начинает все больше тяготеть к своему тихому собрату и, измотанная своим безумным поиском, сама успокаивается и неосознанно избавляется от желания вкушать плоды. Теперь она переживает ощущение непривязанности, тишины, покоя и благодати.
    Эта метафора заключает в себе глубокий смысл. Дерево – это тело, две птицы – соответственно сознание и созерцатель, плоды – это проросшее, или вторичное сознание, а различные вкусы – не что иное, как пять чувств восприятия, которые создают колебания и вызывают страдания в длинах волн нашего ума.
    Спокойная птица – это вечный, чистый, божественный, всеведущий созерцатель. Вторая птица – это проросшее, или вторичное сознание, поглощенное желаниями и их исполнением. Она также олицетворяет различные настроения и модальности мысли. Многократно переживая боль и удовольствие, вторичное сознание меняет свои настроения и «оттенки», познает свою истинную природу, пересматривает самое себя и возвращается к первоначальному уму. Возвращение сознания из головы к обители духовного сердца суть очищение сознания, или дивья читта. Это и есть йога.
    (См. 1.4–6, 17, 48; 2.3–4.)

Другие направления