Сутра 2. Фундаментальное преобразование

  • Перенос сознания из низшего проводника в высший — это часть великого созидательного и эволюционного процесса.
    Бейли
  • Преобразование в иной вид достигается заполнением природы.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Переход из одного вида в другой совершается через восполнение природой.
    Вивекананда (старый перевод)
  • [Когда тела одного вида превращаются в тела другого вида], имеет место превращение в другого, которое осуществляется благодаря превращению составных частей.
    Ганганадха
  • Переход от одного набора характеристик к другому существенно зависят от основных рассматриваемых свойств.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Как происходят изменения, приводящие к появлению сверхнормальных возможностей?

    Все, что мы воспринимаем, включая разум, обладает тремя основными свойствами: ясностью, активностью и инерционностью. Все возможные характеристики возникают в результате комбинаций этих трех свойств. Об одном таком изменении в характеристике разума, приводящем к супернормальным способностям, Патанджали и говорит в сутре 4-1.

  • Переход в другое существование (джати) вследстствие «переполнения», связанного с материальными факторами (пракрити).
    Загуменнов
  • [Их] трансформация в другую форму существования [происходит] в результате восполнения первопричины.
    Островская и Рудой
  • Наполнением Пракрити [происходит] превращение от одного [вида Сиддхи]к другим.
    Ригина
  • Переход в другое жизненное состояние совершается потоком пракрити(природной созидательной силы).
    Свенсон
  • Переходы из одного вида в другой совершаются через восполнение природой.
    Фальков
  • Восполнением природной возможности происходит преобразование от одной сущности (или рождения) к другой.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Здесь описывается логика процесса, с помощью которого может увеличиваться скорость реализации естественных предрасположенностей. В результате обычный ум получает внезапный скачок в сверх обычное состояние. Это происходит путем компенсации и восполнения в законах природы различий [в линиях развития сущностей]*.
    * Имеются в виду различие между реализующейся линией развития своей сущности и некоей желаемой линией. (Прим. пер.)
    Например, кто-то рождается как человек, другой ― как животное, третий ― как растение и т.д. Здесь слово джати означает сущностную группу, к которой принадлежит существо. Изменение в джати включает фундаментальное преобразование в существе. Когда вода превращается в лед или пар, или когда украшение из золота превращается в другое украшение, это не является фундаментальным преобразованием. Но если бы ум, полный авидьи, клеш и загрязнений, превратился бы в чистое сознание, это означало бы фундаментальное изменение или джатьянтара паринаму.
    Пракрити означает природу, неотъемлемую дхарму, а апурат означает компенсирование. Таким образом, пракрити апурат означает восполнение пробела в природе. Например, когда дерево кладется в огонь и сгорает до золы, эта джатьянтара паринама есть результат пракритьяпурата. Здесь имеет место полное преобразование формы и природы. В то же время, если положить в огонь кирпич, он не претерпит фундаментальное преобразование; он только изменит свой цвет и крепость.
    Фундаментальное изменение не вызывается извне. Оно должно быть присущим материи. Например, ум может развиться в сверхсознание только потому, что самость или атман уже там присутствует. Нужно только, чтобы была удалена авидья. Таким образом, развитие сверхсознания внутренне присуще природе ума. Потенциальность [преобразования] должна присутствовать в сущности, и только затем может произойти фундаментальное изменение. Изменение от авидьи к чистому знанию может потребовать много рождений. Для этого должен быть некий закон, решающий эту проблему, ― процесс переселения [душ]. Механизмом, который ответственен за быстрое продвижение пракрити с тем, чтобы вызвать джатьянтара паринаму, являются самскары*.
    * Речь идет о способности непосредственно воздействовать на структуры сущностного уровня, когда «замещаются» неблагоприятные самскары и «создаются» отсутствующие. Таким образом «конструируется» благоприятная линия развития своей сущности в соответствии с законами природы. (Прим. пер.)
    Если вы знаете, как ускорить процесс эволюции, например от собаки к слону, тогда это может быть вызвано через меньшее число рождений или даже это может произойти в следующем рождении. Закон, который решает задачу преобразования в сущности фундаментального порядка, называется пракритьяпурат ― восполнение пракрити.

  • Неиссякаемый поток энергии природы вызывает трансформацию в другом рождении, способствуя тем самым процессу эволюции.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Подобно тому как вода может менять состояние, превращаясь в пар или лед, а золото – в украшения, колебания и страдания можно взять под контроль и трансформировать их, побеждая авидью.

    В сутре 4.1 Патанджали говорит о том, что в некоторых адептах энергия природы течет в таком изобилии, что их сознание трансформируется, позволяя им жить в чистой динамике в этом воплощении. (Если садхака не достигает совершенства в настоящей жизни, природа беспрепятственно проникает в следующую, улучшая его садхану в ней и позволяя ему достичь свободы.)
    Благодаря качеству практики энергия природы течет в садхаке настолько интенсивно, что способна превратить его в бессмертного. Это созвучно теории эволюции. Важно также заметить, что сама по себя природа – энергетический сосуд для духовного развития.
    Будда, Ади Шанкара, Шри Рамануджачарья, Джнянешвар, Тукарам и Нанданар достигли кайвальи здесь, на земле, без йогической садханы благодаря результатам йогической практики в предыдущих жизнях (джатьянтара паринама).
    Акарьяни Майтрейи, Гарги, Арундхати, Лилавати, Сулабха, Шарада, Деви, йогини Лала из Кашмира и Мотибай из Джайпура также достигли свободы благодаря джатьянтара паринаме. (См. Great Women of India, Advaita Ashrama, Almora, Himalayas; Гита Айенгар, «Йога для женщин».)

Другие направления