Сутра 16 (17). Отражение объекта

  • Эти формы воспринимаются или нет согласно качествам, латентно содержащимся в воспринимающем сознании.
    Бейли
  • Ум узнает или не узнает объекты, в зависимости от того, как они воздействуют на него.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Вещи известны или неизвестны сознанию в зависимости от окраски, сообщаемой ими сознанию.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Вещь является или известной, или неизвестной — в последовательности Ума,имеющего необходимость быть слегка окрашенным ею.
    Ганганадха
  • Воспринимаемость объекта индивидуумом зависит и от доступности объекта, и от мотивации индивидуума.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    От чего зависит восприятие объекта?

    Объект должен существовать. Он должен быть наблюдаем, и он должен побуждать в наблюдателе желание видеть его.

  • Вещь познаваема или не познаваема умом в зависимости от воздействия [или невоздействия] на него.
    Загуменнов
  • Объект познан или не познан в зависимости от того, воздействует ли он на сознание [или не воздействует].
    Островская и Рудой
  • Познаваемость или непознаваемость объектов [зависит] от того, воздействуют ли они на сознание, накладывая на него свой отпечаток.
    Ригина
  • Объект узнаётся или не узнаётся умом (читтой) в зависимости от того,окрашен ум этим объектом или нет.
    Свенсон
  • Вещи узнаются или не узнаются в зависимости от окраски интеллектом.
    Фальков
  • Уму для познания объекта требуется его отражение.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Уму для познания объекта требуется его отражение, после чего происходит познание только этого объекта. До тех пор, пока объект понимания не отразится в читте, она не имеет знания или познания этого особого объекта.
    Если объект предстает перед читтой, но отражения не происходит, тогда не будет знания; познания не будет, даже если объект и читта находятся в непосредственной близости. Более того, знание объекта не возникает просто потому, что объект присутствует. Знание имеет место только тогда, когда имеется отражение объекта в читте.
    Таким образом, смысл этой сутры в том, что объект познается или не познается в соответствии с тем, присутствует или отсутствует отражение объекта в уме.

  • Объект познается или не познается в зависимости от обусловленности и ожиданий сознания.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Сознание – это не созерцатель, а лишь его инструмент. Обусловленное сознание не способно правильно воспринимать объект. Видя объект без каких-либо ожиданий, ум остается свободным.

    Объект понимается и познается в соответствии с ожиданиями ума. Если же объект не отражается умом, он остается непознанным. В тот момент, когда объект вызывает интерес у ума, начинается их контакт и запускается процесс отражения. Это дает начало знанию. Если уму не удается войти в контакт с объектом, объект не воспринимается и остается непознанным.
    Если сознание обусловлено, окрашено (см. вритти и клеши – 1.6, 2.6), знание объекта также становится окрашенным. Когда сознание отражает объект, будучи при этом ничем не обусловленым и свободным от ожиданий, познается реальная суть объекта. Аналогично, если сознание отражает созерцателя без пристрастия, предубеждения и предвзятости, наступает просветление. Ум начинает осознавать, что он не созерцатель, но лишь инструмент созерцателя. Непросветленный принимает ум и сознание за истинного созерцателя.
    (См. I.2–4, 41; II.3, 12–14, 20.)

Другие направления