Сутра 22 Знание времени смерти

  • Карма (или последствия) бывает двух видов: безотлагательная карма и будущая карма. Совершенно сосредоточенной медитацией на них, йог познаёт срок своего опыта в трёх мирах. Это знание приходит также и из признаков.
    Бейли
  • Карма бывает двух видов: приносящая плоды скоро и приносящая плоды нескоро. Сосредоточением на этом или на знаках-предвестниках, именуемых аришта, йоги узнают, когда они оставят свои тела.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Карма бывает двух родов, приносящая плоды рано или поздно. Совершая Самаяму над нею, или посредством знаков, называемых Ариштха, — предзнаменования, — йоги знают точное время разлучения со своими телами.
    Вивекананда (старый перевод)
  • «Кармический Осадок» бывает: i) активным и ii) неактивным; — от Дисциплины, сходящейся на них; вытекает предчувствие меньшего конца (смерти);также как от предзнаменований.
    Ганганадха
  • Результаты действий могут проявляться немедленно либо с опозданием. Исследование самьямой этого вопроса может дать возможность предсказывать ход будущих действий и даже собственную смерть.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    На наши действия влияет цель самого действия, состояние ума исполнителя, ясность, которой мы обладаем, и обстоятельства.

  • Карма [двух видов]: приносящая плоды скоро и медленно; благодаря самьяме над этим — знание о [времени] кончины. Или же [это знание достигается]посредством [самьямы] над предзнаменованиями смерти.
    Загуменнов
  • Карма [может иметь] непосредственный результат и результат, отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на основании дурных предзнаменований [возникает] знание о предстоящей кончине.
    Островская и Рудой
  • Судьба бывает быстрая и медленная по своим последствиям. Самьяма на этих[двух видах судьбы] даёт знание о смерти, а также о предзнаменованиях.
    Ригина
  • Существует карма двух видов: деятельная и пассивная. Путём самьямы, а также через знамения, достижимо знание времени смерти.
    Свенсон
  • Карма существует в двух формах: активная форма и скрытая карма. При этой Самьяме будет дано знамение о времени их реализации и разделении тел.
    Фальков
  • Карма бывает двух видов: активная и дремлющая. Выполнением самьямы на них, а также [с пониманием] предзнаменований обретается знание [момента]смерти.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Карма бывает двух видов. Сопакрама означает ту карму, которая уже начала приносить плоды. Нирупакрама карма ― это та, которая в настоящее время дремлет и может быть исчерпана через какое-то время. Первый вид называется также прарабдха, а второй ― чита ― та, что остается в хранилище. Хотя фактически кармы могут быть разделены на три [вида], сейчас же, в этой сутре они делятся на два. Патанджали [отдельно] не выделяет крийямана карму, поскольку она [также] находится в хранилище нирупакрама кармы.
    Выполнением самьямы на этих двух видах кармы можно заранее узнать время смерти. Рождение и смерть являются следствиями кармы, и если мы можем выполнять самьяму на карме, мы можем узнать, когда наступит смерть. В истории существует много подобных случаев. Существует также другой путь, которым можно узнать время смерти; он называется аришта. С помощью знания аришты люди могут узнать о смерти за шесть месяцев. Это очень обычная вещь, это могут знать даже простые люди. Существуют определенные симптомы [приближения конца], такие, как неспособность смотреть на нос, невидение левого уха, когда вы смотрите на тень, или невидение тени вообще и т. д. Эти [признаки] называются ариштой. Они изучаются в свара йоге и чхайя упасане. Таким образом, есть два способа заранее узнать о смерти.

  • Результаты действия могут поспеть немедля или спустя время. Благодаря самьяме на своих действиях йогин обретает способность предвидеть окончательные результаты своих поступков, а предзнаменования подсказывают ему точное время его смерти.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Плоды действия (кармапхала) связаны временем (кала пхала). Если мокрую ткань расстелить по поверхности, она высохнет быстро. Скомканная будет сохнуть дольше. Аналогично плоды действия можно почувствовать немедленно, а можно – спустя какое-то время.
    Существуют три вида знамений смерти. Во-первых, человек может увидеть их интуитивно. Во-вторых, они могут заявить о себе сами через нарушение равновесия элементов. В-третьих, могут обнаружить себя гласом божественного. Знаменьем смерти можно считать, например, утрату способности слышать вибрации собственного тела или видеть выставленный перед глазами палец.
    Если вы немного знаете индийскую философию, вы наверняка слышали о санчита карме, прарабдха карме и крийямана карме. Этими понятиями определяются три типа действия, которые приносят плоды. Санчита карма – это заслуги либо провинности, накопленные за предыдущие жизни. Прарабдха карма относится конкретно к хорошим или плохим действиям, которые сформировали нашу настоящую жизнь. Крийямана карма – это то, что мы генерируем уже в этой жизни. Плоды криймана кармы поспевают позже, поэтому можно предположить, что Патанджали причисляет криймана карму и санчита карму к категории нирупакрамы, а прарабдха карму – к сопакраме.
    (См. II.12, 14; III.15, 18; IV.7.)

Другие направления