Сутра 20. Но не [знание] ментального образа
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Однако объект этих мыслей не очевиден воспринимающему, он видит только мысль, а не объект. Его медитация исключает осязаемое.Бейли
-
Но не содержание его, ибо оно не есть в данном случае объект самьямы.Вивекананда (новый перевод)
-
Но не содержание чужого сознания, так как оно не было предметом Самаямы.Вивекананда (старый перевод)
-
Но понимание не включает субстрат (другого познания), поскольку такой субстрат не формирует объект (восприятие Йога).Ганганадха
-
Нет. Причина состояния разума индивидуума находится вне области наблюдения другого индивидуума.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Но можем ли мы разглядеть за этими признаками источник текущего состояния ума?
Это происходит из-за того, что различные объекты заставляют реагировать на них различных субъектов по-разному. Область нашего наблюдения ограничена симптомами и не может быть расширена до причин. -
Но основа (аламбана) этих [мыслеобразов] остаётся непознанной, постольку она не была сделана объектом [самьямы].Загуменнов
-
Но не вместе с её опорой, поскольку [внешняя опора] не может выступать объектом его [познания].Островская и Рудой
-
Но это [знание] — не содержание [ума других людей], так как это [содержание] не соответствует существующим [на самом деле] элементам.9.Ригина
-
Но не мыслей, поскольку это не было предметом Самьямы.Фальков
-
Но знание этого (других ментальных факторов) не достигается с опорой на ментальный образ, поскольку тот не является объектом самьямы.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Поскольку знание другого ума, достигаемое через самьяму, имеет общую природу, оно не распространяется на ментальный образ, [содержащийся] в этом уме. Различное содержание того ума не является объектом самьямы. [Конкретным] знанием другого ума можно обладать, если осознается особый образ, преобладающий в том уме, или его пратьяя. Мысль же может быть прочитана только в общем виде. Вы не можете узнать какую-либо определенную мысль в том уме; может быть познана только природа мыслей, так как пратьяя имеет общую природу. Например, вы можете распознать жадность, рагу, двешу и т. д.
[Для полного познания] необходимы способности двух видов, [которые реализуются] в двух стадиях. На первой стадии происходит чтение некоей обобщенной мысли, а на второй стадии может иметь место чтение особенной мысли. Когда мы смотрим на определенного человека, посредством самьямы на его уме мы узнаем в общем виде, какие вритти появляются в этом уме. Это может быть ненависть, гнев, любовь, страсть, страх, тревога и т. д. Это происходит через понимание пратьяи, а не через чтение его лица. Пратьяя может быть понята через дхьяну или через сновидение, через наблюдение или [анализ] поведения. Существуют и другие методы понимания.
Итак, для понимания ума другого человека вы должны дать ему некоторое отрицательное внушение и понять его реакцию. Затем, после того, как стали способны делать самьяму на его реакции, вы можете узнать общую природу его ума. На второй стадии вы должны начать с особых мыслей, работающих в его уме. Вы должны будете дать ему несколько символов и попросить его поработать с ними. Это создаст некий вид связи между вашим умом, и его умом и любая особая мысль или реакция, которая имеет место в уме, может быть непосредственно видима через самьяму. В этой сутре говорится именно о том, что особые мысли в уме другого человека не могут быть прочитаны или видимы. [Видение в общем] ― это первая стадия, которую мы описали выше. [Видение в частности] же очень трудно и требует совершенно особой способности ума. -
Йогин, способный читать в умах других, может при необходимости с предельной точностью определить конкретное содержание, которое находится вне досягаемости ума.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Толкователи часто незаслуженно пропускают эту сутру. Считая ее поздним дополнением, они также руководствуются тем соображением, что, если йогин обрел способность читать в умах людей в целом (об этом идет речь в предыдущей сутре), он с той же легкостью может постичь и содержание каждой мысли в отдельности. Некоторые читают сутры III.19 и III.20 вместе или вовсе игнорируют последнюю. Комментируют ее, как правило, так: йогин концентрируется исключительно на представлении, заключающемся в уме другого, а не на поддерживающем его объекте. Однако такой аргумент недостаточен. Несмотря на свою способность проникать в суть вещей и видеть как общие, так и специальные их свойства, истинный йогин вряд ли будет терять время, с тем чтобы подглядеть в умы других, рискуя тем самым лишиться милости йоги. Безусловно, он может использовать свою способность, но только в том случае, если для установления правильных взаимоотношений с другим человеком ему необходимо знать его мотивы. Садхака предпочитает направлять свое внимание на то, что свободно от желания, например на ум своего учителя. Благоприятный характер ума продвинутого йогина скажется на сознании садхаки, который извлечет из этого «общения» одни лишь преимущества.
Оценка ума отдельного человека требует гораздо большей чувствительности, чем оценка содержания массового сознания. Говорят, что успешные политики – знатоки последнего. Чтобы понять, что значит проникнуть в ум другого, представим себе человека, который пришел в художественную галерею и рассматривает абстрактную живопись. По мере того как он пытается понять картину, он приписывает художнику ощущения, который испытывает сам, глядя на его произведение. Йогин же способен проникнуть в ум художника и в точности узнать, какие мысли и чувства переполняли его, когда он творил.
Комментарии (0)