Сутра 13. Применение этих паринам

  • Этим процессом познаются и осознаются аспекты каждого объекта, их характеристики (или форма), их символическая природа и их особенное использование в условиях времени (стадия развития).
    Бейли
  • Это объясняет троичную трансформацию: формы, времени и состояния в материи грубой и тонкой, а также в органах тела.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Этим объясняется троякое превращение форм времени и состояния в тонкую или грубую материю и в органы чувств.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Это также объясняет видоизменения: а) свойств (дхарма), б) времени (лякшана, алябхеда, разнообразие времени) и в) «условия» (авастха) в Материальных Субстанциях (бхута) и в органах Чувств (индрии).
    Ганганадха
  • Как уже установлено, разум пребывает в различных состояниях [в соответствии с которыми возникают различные отношения, возможности и манеры поведения индивидуума]. Можно также сказать, что изменения могут происходить во всех объектах восприятия и в ощущениях. Подобные изменения могут происходить на различных уровнях и под воздействием различных внешних факторов, таких, как время или наши умственные способности.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Ясно, что характеристики наших разумов различаются. К тому же они меняются со временем. Разум, чувства и ощущаемые объекты обладают тремя общими характеристиками: инертностью, активностью и ясностью. Большинство изменений в нашем разуме происходит из-за того, что эти три свойства находятся в состоянии постоянного движения. Как они изменяются, когда они изменяются и как различные их комбинации влияют на характеристики нашего мышления, вопрос сложный. 
    Время может превратить свежий цветок в несколько сухих лепестков. Ювелир может изменить кусок золота, превратив его в изящный кулон. Металлург может превратить его в сосуд для хранения сильно окисляющих жидкостей. Характеристики, проявленные в конкретный момент времени, не могут описывать полную историю объекта. Если известны все потенциальные возможности золота, можно произвести множество предметов с совершенно различными свойствами. В равной степени это относится и к человеческому телу и к чувствам. Умение художника отличается от умения автослесаря. Аргументация философа отличается от доводов бизнесмена.

  • Этими [афоризмами] описаны модификации дхармы, лакшаны и «состояния» в элементах (бхута) и индриях.
    Загуменнов
  • Тем самым объяснены изменения качественной определённости, отличных признаков и условий [существования] элементов и органов чувств.
    Островская и Рудой
  • Этим объясняются превращения свойств, качеств и состояний органов чувств и [пяти] элементов.
    Ригина
  • Этим описываются изменения первичных признаков (дхарм), свойств и видоизменений состояний объектов и ощущений.
    Свенсон
  • Чем и объясняется троичность видоизменений по форме, времени, активности и состоянию.
    Фальков
  • Этим же объясняются паринамы [а именно природы, характера и состояния]в элементах и органах чувств.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    В свете преобразований, объясненных в предыдущих сутрах, нам следует понимать и преобразования или изменения [происходящие] в элементах и органах чувств. Как ум благодаря самьяме претерпевает троичное изменение или преобразование в форме самадхи, экаграта и ниродха [паринамы], подобным образом элементы и органы чувств подвержены трем видам изменений, называемым дхарма, лакшана и авастха. С ростом тела в нем происходят определенные изменения. Когда вы становитесь старым, имеют место изменения в вашем теле и в органах чувств. Существует три вида изменений. В этой сутре имеется в виду то, что, когда ум претерпевает изменение или преобразование, аналогичные изменения имеют место в чувственном восприятии и в органах чувств.
    Проанализируем концепцию более глубоко. Ум испытывает изменение и в соответствии с преобразованием читты происходит преобразование в теле и объектах* восприятия. Эти изменения следующие.
    * Оговорка автора. Речь идет об органах (а не объектах) восприятия. (Прим. пер.)
    1. Дхарма паринама ― читта преобразуется, насколько это касается ее свойства (дхармы).
    2. Лакшина паринама ― читта преобразуется, насколько это касается [лакшаны] ― ее характера. Авастха паринама ― читта преобразуется, насколько это касается ее состояния, т. е. авастхи. Первое преобразование происходит в самадхи. Когда вы пытаетесь исключить отвлечения ума в течение практики самьямы.
    Читта испытывает небольшое изменение настолько, насколько это касается ее природы. В экаграте читта будет иметь другое изменение в своей структуре или свойстве, характере и состоянии. Затем снова, когда читта претерпевает ниродха паринаму, она будет иметь тройное преобразование, т. е. в свойстве, характере и состоянии. Таким образом, во всех трех стадиях она подвергается дхарма, лакшина и авастха паринамам. Точно таким же образом имеют то преобразования в чувствах и элементах. Существует пять элементов, такие, как земля, вода, огонь, воздух и эфир, и десять чувственных органов, пять из которых органы познания и пять так называемых двигательных органов. Органы познания имеют связь с соответствующими бхутами, например, уши улавливают звук, который является качеством земли, кожа улавливает прикосновение, которое есть качество воздуха и т. д. Но чувства не работают независимо. Ум или читта должна быть связана с ними, в противном случае чувства не будут проводить свои импульсы.
    Когда читта испытывает три вида изменений, эти изменения же влияют на органы чувств и пять элементов. В курсе практики самадхи, экаграты и ниродхи элементы и индрии претерпевают изменения, называемые дхарма, лакшина и авастха. Восприятие ― это дхарма пяти чувств, и эта дхарма видоизменяется с преобразованием читты. Цель этой сутры доказать, что с помощью самьямы с течением времени йог способен делать много разных чудес. Это одно из положений, [указывающих] на то, что можно стать способным понять, как путем концентрации могут преобразовываться дхарма, лакшина и авастха чувств и элементов. Это станет более ясным обсуждении психических сил.

  • Минуя [эти] три стадии, сознание трансформируется, переходя от потенциальности (дхарма) к очищению (лакшана) и в итоге к абсолютному очищению (авастха). Так происходит трансформация элементов, чувств и ума.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Три стадии трансформации, описанные в сутрах III.9–12, затрагивают все существо человека – его органы, чувства, тело, ум – и формируют стабильное, устойчивое состояние сознания.
    Пуруша и пракрити вечны. При этом пуруша остается вечно неизменным, а пракрити в силу взаимодействия собственных гун – саттвы, раджаса и тамаса – подвергается постоянным изменениям.
    Земля, вода, огонь, воздух и эфир, их соответствия (запах, вкус, форма, осязаемость и звук), а также чувства восприятия, органы действия, ум, разум, сознание и эго – все они являются частями природы. Эго, сознание и разум чувствительны и тонки. Они накапливают опыт об объектах, которые воспринимаются посредством чувств восприятия, органов действия и ума. Опыт может меняться в зависимости от обстоятельств. Таким образом, сознание ограничено качествами природы. И поскольку в своих мыслях оно колеблется между прошлым, настоящим и будущем, оно также связано временем.
    Путем дисциплинированного изучения и постоянных усилий, мы наблюдаем этот опыт, с тем чтобы двигаться к качественно лучшему.
    Изучая сознание, мы начинаем понимать, что оно обладает четырьмя свойствами. Во-первых, оно может блуждать (вюттхана самскара), что связано непосредственно с авидьей. Едва обозначившись, способность различать активизирует второе свойство сознания, а именно сдерживание мыслительной активности – ниродха самскара, дхарма паринама. Между вюттхана и ниродха самскарами возникает поток спокойствия, на санскрите именуемый прашанта вахита самскара. Так происходит лакшана паринама, которая отображает третье свойство сознания. Благодаря усилию, направленному на продление мгновений тишины, садхака достигает вершины избавления (авастха паринама). Это четвертое свойство сознания.
    Утратив эти свойства, внимательное сознание покоится в созерцателе, что влияет на поведенческие модели тела, чувств и ума, которые также пребывают в покое. Итак, сознание становится внимательным, т. е. пребывает в спокойствии – целостном состоянии, именуемом экаграта паринама. Путем тщательного действия сознание отслеживает источник, в котором зародились его свойства, устремляется к нему и в нем растворяется. В этот момент тело, чувства и ум устраняются от участия в процессах эволюции и распада, рождения и смерти. Это вивека кхьяти (II.26). Здесь садхака преображается и достигает возвышенного состояния (дхарма паринама). Он развивает осознанность совершенства (лакшана паринама) и сохраняет достигнутое совершенство (авастха паринама).
    Приводимые ниже аналогии помогут понять природу свойства (дхарма), превращения (лакшана) и состояния (авастха).
    Чтобы сделать горшок, мы для начала лепим из глины ком. Сама по себе глина, а вернее пыль, из которой она состоит, – это свойство (дхарма), ком – это измененная форма (лакшана), а горшок – завершенное состояние (авастха). Если гончар хочет изменить форму горшка, он должен разбить его – только так глине можно будет придать новую форму. То же самое происходит и с золотым кольцом. Чтобы переделать его, ювелиру необходимо расплавить золото до первоначального состояния.
    Мужчина может быть сыном, братом, племянником, зятем, шурином, отцом, дядей, тестем или дедушкой. Но кем бы он ни был, речь идет об одном человеке. Мужчина – это дхарма, первоначальная субстанция, его многочисленные связи с другими – лакшана, а высшее состояние, которое он может достичь, – авастха.
    Дхарма паринама – это знание пракрити и пуруши. Лакшана паринама отражает то, как человек употребляет это знание себе на пользу. Авастха паринама предполагает неколебимость этого, теперь уже очищенного от проб и ошибок, знания. Так происходит трансформация элементов, органов действия, чувств восприятия и ума, и садхака зрит и постигает пурушу. Равномерность этих процессов трансформации неизменно поддерживается, а тело, ум и эго теряют свою изменчивость, позволяя садхаке покоиться в вечном и неизменном пуруше. Так поиск подходит к концу, и, поскольку созерцатель осознает, что он и есть ищущий, который пребывает в поисках собственной формы (сварупа), двойственность ищущего и искомого исчезает. Йогин вкушает нектар чистого аромата, который сам же и источает.
    Три стадии сознательной трансформации завершаются спокойствием. Осознанность течет безмятежным потоком, и добродетельность проявляется как дхарма паринама. В этом истинная природа разума и сознания. Теперь сознание садхаки возделано и очищено. Это лакшана паринама. Неизменность качественного состояния, при котором садхака достигает расцвета, суть авастха паринама (см. I.3; II.15,18–20; III.5, 45 и 48).

Другие направления