Сутра 7. Эти три являются внутренними
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Эти последние три средства йоги имеет более сокровенный субъективный эффект, чем предыдущие.Бейли
-
Три стадии данного процесса больше обращены внутрь, нежели предшествовавшие им.Вивекананда (новый перевод)
-
Эти три ближе, чем предыдущие.Вивекананда (старый перевод)
-
Триада более сокровенна (непосредственно действеннее), чем предыдущие.Ганганадха
-
В сравнении с первыми пятью компонентами йоги (сутра 2-29), три последних (сутры 3-1, 2, 3) являются более сложными.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Первые пять компонентов - это наше отношение к окружению, наше отношение к себе, упражнения с телом (асапа), дыхательные упражнения (пранаяма) и сдержанность чувств (пратъяхара). Их легче понять и освоить, чем следующие три аспекта - способность направлять наш разум (дхарана), способность безошибочно развивать наше взаимодействие с тем, что мы стремимся понять (дхьяна), и полная интеграция с объектом постижения (самадхи).
-
[Эти] три [элемента] — более внутреннее средство, [в отличие] от предшествующих [пяти].Загуменнов
-
Три — внутренние [в отличие] от предшествующих.Островская и Рудой
-
Эти три («внутренние» стадии Йоги — Дхарана, Дхиана, Самадхи) более родственны, чем предыдущие [стадии].Ригина
-
Триада (сосредоточение, медитация и самадхи) внутренние средства и более действенны в отличие от предшествующих пяти (ненасилия, правдивости,неприсвоения чужого, безбрачия и непринятия даров).Свенсон
-
И эта троица наиболее внутренняя по сравнению со всеми иными.Фальков
-
Эти три вместе являются внутренними в отношении к предыдущим.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Три части (дхарана, дхьяна и самадхи) являются внутренними в сравнении с первыми пятью частями йоги, которыми являются яма, нияма, асана, пранаяма и пратьяхара. Внутренний означает более тонкий или более чистый. Предыдущие пять частей принадлежат к сфере буддхи, характера, привычек, манер, ума, органов чувств и праны. Они принадлежат к анамайя коше, пранамайя коше и маномайя коше, поэтому они называются внешними частями или наружными частями ― бахиранга. Все они принадлежат внешнему миру.
Антаранга означает внутренний, направленный внутрь. Когда вы стоите на пороге двери, вы осознаете и то, что снаружи, и то, что внутри. Это пратьяхара. Когда вы находитесь за порогом и смотрите вовне, тогда это яма, нияма, асана и пранаяма.
Все эти пять частей вплоть до пратьяхары имеют отношение к вашим личным свойствам; все они принадлежат к внешнему миру.
Они ничего не могут сделать по отношению к более глубоким слоям вашего сознания, и поэтому в этой сутре говорится, что дхарана, дхьяна и самадхи вместе составляют внутреннюю дисциплину. -
По сравнению с предыдущими пятью эти три аспекта йоги внутренние.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Совершенно очевидно, что по сравнению с первыми пятью аспектами йоги дхарана, дхьяна и самадхи являются дисциплинами более тонкими, глубокими, сокровенными и субъективными. Вместе первые пять граней йоги, которые рассматривают видимые, познаваемые оболочки, составляют внешний поиск. Яма очищает органы действия, нияма – чувства восприятия. В асане тело очищается физически и органически, в пранаяме прекращается неправильное расходование энергии и увеличиваются жизненные силы. Пратьяхара очищает ум.
Дхарана, дхьяна и самадхи проникают глубже. Дхарана развивает разум и делает его более «острым», дхьяна очищает сознание, а самадхи приводит сознание к душе. Эти три аспекта йоги непосредственно связаны с тонкими оболочками ума, разума и сознания и очень близки к духовному сердцу. Они напрямую влияют на духовный путь, а потому называются внутренним поиском. Поскольку здесь садхака обретает однонаправленное сознание, эти дисциплины можно определить как сабиджа самадхи.
В самадхи паде Патанджали говорит о том, что мудрость, несущая истину (ритамбхара праджня), является порогом от сабиджа к нирбиджа самадхи. Здесь он определяет самьяму как предпоследний шаг на пути к нирбиджа самадхи.
В следующей сутре Патанджали разъясняет, что самьяма суть внешнее по отношению к нирбиджа самадхи. Далее, в сутрах III.9–16, он описывает трансформацию, которая затрагивает саму суть сознания и подводит человека к переживанию еще более тонкому, чем самьяма.
Комментарии (0)