Сутра 11. (V) Смрити ― память
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Память есть удержание узнанного.Бейли
-
Память — это когда не исчезают [вритти] воспринятых объектов [и через впечатления возвращаются в сознание].Вивекананда (новый перевод)
-
Память есть следствие неисчезновения [Вритти] воспринятых предметов[впечатления от которых вновь возникают в сознании].Вивекананда (старый перевод)
-
«Воспоминание» — это такая функция, в которой нет выхода за пределами объекта, который познаётся.Ганганадха
-
Память — это ментальное сохранение сознательного опыта.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Весь сознательный опыт запоминается в памяти. Невозможно сказать, является ли память истинной, ложной, реальной или воображаемой.
Каждое из проявлений разума и все они вместе являются подтверждением существования этого разума. Каждое проявление может, в различное время и при различных обстоятельствах, быть и полезным, и вредным. Их воздействие может проявляться как прямо и немедленно, так и в виде опосредованных проявлений спустя длительное время. -
Память — неисчезновение воспринятых объектов.Загуменнов
-
Память есть сохранение ( букв. «неутрачивание») прошлого опыта.Островская и Рудой
-
Память — переживание точного представления об объекте.Ригина
-
Память — сохранение прошлого опыта.Свенсон
-
Память появляется при запрещении разуму терять воспринятый образ.Фальков
-
[Свойство] не допускать ускользания из ума испытанных на опыте объектов есть память.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Память ― это пятая вритти ума. Она бывает двух типов: сознательная память и подсознательная память. Функция сознательной памяти ― вызывать опыт прошлого. Она включает в себя вспоминание вещей, которые уже испытаны на опыте. Подсознательная память ― это сновидение. Здесь вы не вспоминаете сознательно, вы помните бессознательно. Эта память также двух видов: одна ― воображаемая и другая ― реальная. Иногда во сне происходят фантастические переживания, которые не имеют какого бы то ни было отношения к реальной жизни. Можно видеть себя раздавленным под колесами поезда или можно увидеть себя умершего. Это фантазия ума, и поэтому этот вид памяти называется воображаемой подсознательной памятью. Но мы должны понимать, что каждый сон имеет некоторую основу и что не бывает снов без основы. В случае реальной подсознательной памяти во сне вспоминается не что, что действительно происходило в прошлом, без искажения фактов. Это память, которая выявляет впечатления подсознательного плана и развертывает их на сознательном плане, является одной из способностей нашего сознания и поэтому классифицируется как вритти. Объекты опыта бывают пяти видов в соответствии с органами чувств, посредством которых они принимаются: глаза, уши, кожа, язык и нос. Когда мы воспринимаем эти объекты на опыте, наш ум через индрии входит с ними в контакт. Если этому опыту не позволяется ускользнуть из ума, в дующий раз, когда происходит подобный контакт, появляется память прошлого опыта. Если опыту удается вырваться, память нас подводит.
Таким образом, слово «асампрамоша» использутся Патанджали, чтобы подчеркнуть тот факт, что опыту не позволяется ускользать из ума. Слово имеет следующие составляющие: «а» ― «не», «сам» ― «полностью» «пра» ― «высокий» или «сильный» и «мокша» ― «освобождение», «утекание». Таким образом, буквально слово означает «не позволение утекать».
Итак, по пяти вритти, о которых говорит Патанджали, можно подвести следующий итог. Первая вритти включает в себя правильное знание, вторая ― неправильное знание, третья ― воображаемое знание, четвертая ― отсутствие знания и пятая ― прошлое знание. Эти [вритти] покрывают все поле нашего сознания. Определяя йогу, Патанджали отмечает, что суть йоги в блокировании или остановке всех вритти. В следующей сутре он описывает средства, которые должны использоваться для этой цели. -
Память – это стабильная структура, позволяющая вспоминать слова и пережитый опыт.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Память – это состояние сознания, позволяющее восстановить пережитый опыт.
Память суть совокупность «оттенков» правильного знания, искаженного знания, фантастического знания и сна, а также впечатлений, который они оставляют. Память может меняться вслед за изменением восприятия. Но если использовать ее правильно, мы можем воссоздать в сознании опыт в его истинном, чистом виде. Эта способность – основа для воспитания отрешенности.Пять свойств сознания можно приравнять к пяти видам его колебаний: притупленность к нидре, небрежность к випарьяйе, возбуждение и беспокойство к викалпе, однонаправленность – к смрити, а обуздание и контроль – к прамане.
(О неправильных впечатлениях и неправильных воспоминаниях см. II.5.)
Комментарии (0)