Сутра 49. Пранаяма

  • Когда достигается правильная поза (асана), следует правильное управление праной и правильный вдох и выдох при дыхании.
    Бейли
  • За этим следует регулирование вдохов и выдохов.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Затем следует управление движением вдыхания и выдыхания.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Далее следует «Регуляция Дыхания» (Пранаяма), которая заключается в задержке процесса Вдыхания (Шваса) и Выдыхания (Прашваса).
    Ганганадха
  • Пранаяма — это сознательное, обдуманное регулирование дыхания, заменяющее неосознанные дыхательные движения. Оно возможно только после осознанного овладения практикой асан.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Выполняя асаны, мы начинаем понимать, как ведет себя дыхание. Ритм дыхания глубоко индивидуален. Он зависит от состояния нашего мышления и результата воздействия внутренних и внешних сил на наше тело. Познание дыхания, полученное посредством практики асаны, является основой для начала практики пранаямы.
    Эти упражнения обычно выполняются в удобных позах, сидя прямо.

  • Когда есть это, следует пранаяма, т.е. регулирование движений вдоха–выдоха.
    Загуменнов
  • При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
    Островская и Рудой
  • Будучи там (в избранной асане), прекращай движение вдоха и выдоха. Это Пранаяма.
    Ригина
  • Когда это осуществлено, следует пранаяма (регулирование вдоха и выдоха).
    Свенсон
  • Это следует сочетать с пранаямой — правильными движениями при вдохе и выдохе.
    Фальков
  • После принятия асаны пранаяма есть остановка выполнения (movement)вдоха и выдоха.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    После того как последователь стал достаточно совершенным в яме, нияме и асане, ему следует взяться за пранаяму. Это прекращение вдоха и выдоха. [Это состояние, когда] нет ни речаки, ни пураки; есть только кумбхака. Следует заметить, что пранаяма ― это не есть глубокое дыхание. Подобным образом не является практикой пранаямы и одноразовая продолжительная, на сколько это возможно, задержка дыхания. Прана означает дыхание, а яма ― это удлинение или расширение посредством контроля. Когда процесс дыхания контролируется так, чтобы удерживалось дыхание, это есть пранаяма. Интересно узнать, что змеи, слоны, черепахи и другие животные проживают длинную жизнь потому, что они совершают вдохи-выдохи меньшее число раз в минуту, чем человеческие существа. Если задерживать дыхание, человеческая жизнь также может стать более продолжительной, но это требует тренировки, а также практики.
    Говорят, что прана подобна дикому слону. Если вы хотите овладеть праной, вы должны будете уделять этому столько внимания, как если бы вы приручали дикого слона. Должны быть постоянство и настойчивость, не должно быть торопливости или спешки. Удерживание должно практиковаться медленно и со вниманием.
    Если возникают какие-либо негативные явления как физического, так и ментального характера, практика должна быть приостановлена на несколько дней или [даже] месяцев. Перед началом практики должны приниматься во внимание атмосферные условия, пища, привычки, возраст, физическое состояние и другие факторы. Должна быть достаточная осторожность. В хатха йоге ясно указывается, что в [некоторых] физических асанах не следует практиковать управление дыханием. В определенных физических позах контролировать дыхание вредно. Существуют другие позы, в которых может практиковаться пранаяма. Ученик должен хорошо знать, в каких упражнениях практиковать ее, а в каких ― избегать практики. Для этого должно быть ясное понимание значения праны. Вы должны ничего не делать в отношении [своих] легким и много работать со [своим] жизненным током.
    Конечная цель пранаямы ― это быть в состоянии удерживать дыхание. Существует три типа пранаямы, а именно: пурака, речака и кумбхака. Есть еще и четвертый тип, называемый кевала кумбхака, который подразделяется на два вида: антаранга и бахига. Удержание дыхания вызывает определенное состояние в мозге, определенные изменения в позвоночном «шнуре», а также в физическом теле. Пранаяма влияет на нервную систему, а поэтому и на мозг. Вы не должны интенсивно работать со своими легкими. Пурака, кумбхака и речака в теле вызывают различный эффект. Таким образом, смысл пранаямы заключается в останавливании дыхания или внутри, или вовне. Аяма ― протяженность или длина праны* ― [с практикой] возрастает, а число циклов в минуту уменьшается. Так, если нормально мы делаем четырнадцать дыханий в минуту, в пранаяме число дыханий сокращается до одного или двух в минуту.
    * В смысле дыхания. (Прим. пер.)

  • Пранаяма есть регуляция прибывающего и убывающего потока дыхания с использованием задержки. Практиковать ее следует только при совершенном исполнении асаны.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Сутры II. 49–53 описывают пранаяму и ее воздействие.
    Подобно тому, как тело немыслимо без сердца, так и йога немыслима без пранаямы, четвертой своей грани.
    Интересно отметить, что Патанджали настоятельно рекомендует приступать к пранаяме, лишь достигнув совершенства в асане. Таким образом, он впервые говорит о последовательности двух ступеней йоги – асаны и пранаямы, не упоминая, однако, аналогичной последовательности остальных ее составляющих.
    В норме дыхание течет неравномерно и не контролируется. Пранаяма предполагает наблюдение за изменением дыхания, а также контролирование вдоха, выдоха и задержки. Все это осуществляется умом и возможно лишь при равномерном и ритмичном дыхании.
    Прана – это энергетическая сила, активизирующая и питающая саму себя. Она создает магнитное поле, которое принимает форму Вселенной, и играет с ним. В этой игре происходят постоянные процессы сохранения, разрушения и следующего за разрушением нового рождения. Пропитывая все уровни Вселенной, прана присутствует также и в человеке, в каждой частице его существа. Она выступает как физическая, ментальная (здесь ум усваивает информацию) и интеллектуальная (с включением различающей способности, где информация проверяется и фильтруется) энергия. Прана проявляется также и как сексуальная, духовная и космическая энергия. Прана – все то, что вибрирует во Вселенной. Жар, свет, сила тяжести, сила притяжения, мощь, жизненность, электричество, душа – все это различные формы праны. Прана – это космическая индивидуальность, проявляющая свое могущество в существах и несуществах. Это первичный двигатель, запускающий любое действие. Это богатство жизни.
    Эта самопитающая сила есть принцип жизни и принцип сознания. Она творит любое существо во Вселенной. Все рождаются ею и живут благодаря ей. Когда кто-то умирает, его обособленное дыхание растворяется в космическом дыхании. Прана – это не только ступица колеса жизни – это ось йоги. Все утверждается в пране. Она пропитывает всю жизнь, она творит солнце, луну, облака, ветер, дождь, землю, любую форму материи. Она одновременно бытие (сат) и небытие (асат). Все и вся, включая человека, находят в ней свое убежище. Прана – это фундаментальная энергия и источник любого знания.
    Прана (энергия) и читта (сознание) пребывают в постоянном контакте друг с другом. Они подобны сиамским близнецам: там, где сосредотачивается прана, сосредотачивается читта, и наоборот. В йогических текстах сказано, что, пока дыхание спокойно, спокойна и прана, а посему спокойно и сознание. Любая вибрация, любое движение затихают, как только прана и читта обретают устойчивость и пребывают в безмолвии.
    Мудрые йогины, изучив связь дыхания и сознания, предложили в качестве средства для обретения устойчивого сознания и контроля над энергией пранаяму.
    Слово пранаяма имеет два корня – прана и айяма. Прана – это энергия, самодвижущая сила, охватывающая все тело. Айяма значит вытяжение, распространение, расширение, длину, ширину, регуляцию, удлинение, обуздание и контроль. Когда эта самодвижущая сила, пропитывая тело, распространяется, расширяется и контролируется, осуществляется пранаяма.
    Шримад Бхагаватам повествует о том, как был обретен нектар бессмертия. Эта легенда, изложение которой я сопроводил необходимыми разъясняющими комментариями, символически описывает процесс, происходящий в человеческом теле во время практики пранаямы.
    Сила асуров (демонов) уже долгое время беспокоила девов (ангелов). Опасаясь, что порок восторжествует над добродетелью, ангелы обратились за помощью к Шиве, Брахме и Индре, а те воззвали к Вишну, богу – защитнику Вселенной.
    Вишну предложил пахтать океан, дабы сокрытый в его глубинах эликсир бессмертия (амрита) всплыл на поверхность. Ангелы должны были расписать все прелести эликсира демонам, дабы те, обольстившись, помогли им в осуществлении этой затеи. Остальное Вишну велел предоставить ему.
    В качестве мутовки девы и асуры решили использовать гору Меру, а бог-змей Адишеша, служивший ложем Вишну, должен был вращать гору, обвившись кольцами вокруг нее.
    Собрав всевозможные растения и травы, ангелы и демоны бросили их в океан и, сбивая его, принялись за приготовление эликсира жизни.
    (Согласно аюрведе, тело состоит из семи компонентов (дхату) и трех всепроникающих жидкостей (доши). Семь элементов обеспечивают жизнедеятельность организма. К ним относятся хилус (раса), кровь (ракта), плоть (мамса), жир (меда), кости (астхи), костный мозг (маджджа) и семя (шукра). Элементы защищают тело от инфекций и разного рода заболеваний. Пранаяма «сбивает» их, вследствие чего они производят эликсир жизни.
    Гора Меру символизирует позвоночный столб. Он служит сбивалкой, «пахтая» дыхание и производя тем самым энергию. Адишеша символизирует сушумну: это канат, который контролирует позвоночник в процессе дыхания. Голова и хвост Адишешы – это выражение ида нади и пингала нади (энергетических каналов). Они также символизируют восходящий и нисходящий поток вдоха и выдоха.
    Если говорить на языке современной медицины, ида соответствует парасимпатической, пингала – симпатической, а сушумна – центральной нервной системе. В мифе канатом для сбивания послужил змей Адишеша. В человеческом организме вдох и выдох – два конца центральной нервной системы – вместе образуют стержень, движения которого производят энергию, поступающую на хранение в семь камер – чакр – позвоночника. «Пахтая» потоки дыхания, мы производим жизненную энергию, известную как прана.)
    Но вернемся к нашей истории. Как только океан стал сбиваться, гора Меру ушла глубоко под воду. Тогда бог Вишну воплотился в Курму (черепаха), подполз под гору и вытолкнул ее с океанского дна. Так пахтание продолжилось. В результате на поверхности океана появилось несколько драгоценностей. Последней показалась амрита, эликсир бессмертия.
    (Бог Вишну символизирует пурушу, душу; пракрити, природа – это тело. Тело – это резервуар для созидания, а Господин тела – его движущая сила. Черепаха – это атман, который поднимает диафрагму и обеспечивает ее движение вверх, позволяя дыханию взаимодействовать с семью элементами (хилусом, кровью, плотью, жиром, костями, костным мозгом и семенем), а также с жизненной энергией в десяти ее проявлениях: прана, апана, самана, удана, вьяна, нага, курма, крикара, девадатта и дханамджайя.
    Через взаимодействие дыхания с семью элементами и десятью жизненными энергиями, в котором участвуют также позвоночник и созерцатель, в теле производится эликсир жизни. Прану – так он называется на санскрите – современная наука знает как биоэнергию. Будучи самодвижущей силой, в процессе пранаямы она генерирует еще большую мощность.)
    Первое, что появилось из океана, был яд, халахала. Единственный, кто мог усвоить отраву, был Шива, который и проглотил ее. Халахала символизирует ядовитые вещества, которые устраняются из организма на выдохе. Сырьем для эликсира жизни служат пять элементов. Основой для его изготовления является земля. Распространение энергии обеспечивает эфир. Воздух активно участвует в процессе вдоха и выдоха. Дыхание само по себе приводит в действие и «сплавляет» элементы воды и огня, которые по природе своей противоположны. Так производится электрическая энергия, известная как жизненная сила. На санскрите она называется оджас, духовный блеск.
    Генерирование и распространение праны в человеческом организме можно сравнить с производством электроэнергии и ее работой. Стоячая вода становится затхлой, поток же обладает динамической, несущей жизнь силой. Конструкция резервуара такова, что вода попадает в турбины, скорость и мощность которых способствуют образованию энергии. Энергия падающей воды или поднимающегося пара вращает турбины внутри магнитного поля, и так генерируется электричество. Мощность понижается или повышается трансформаторами, которые регулируют электрическое напряжение и ток. Затем электричество передается по кабелю и освещает наши дома. Прана подобна падающей воде и поднимающемуся пару.
    Грудной отдел позвоночника – это магнитное поле. В процессе пранаямы мышечные волокна служат турбинами, которые передают набранную энергию в самые отдаленные клетки легких – это позволяет генерировать энергию. Энергия аккумулируется в расположенных в позвоночном столбе чакрах, которые играют роль трансформаторов. Энергия, генерируемая в грудной полости, подобна электричеству. Она уменьшается или увеличивается чакрами и распространяется по всему телу через линии передач кровеносной и нервной системы.
    Пранаяма – это наследство, оставленное нам древними йогинами. Обучая нас правильному использованию энергии, она обеспечивает здоровье организма в целом, включая дыхательную, кровеносную, нервную, пищеварительную, выделительную и репродуктивную системы.
    В пранаяме слизистая оболочка носа фильтрует и очищает дыхание по мере того, как оно поступает внутрь на вдохе. На выдохе организм успевает впитать набранную на вдохе энергию для того, чтобы дыхание смогло смешаться с кровью. Эта очищенная кровь, содержащая в достаточном количестве химические свойства и гормоны, называется «элементом, полным жемчужин» или «жемчужиной крови» (ратна пурита дхату).
    Впитывая жизненную энергию всякий раз, когда мы делаем вдох, мы обеспечиваем совершенное здоровье тела, ясность ума и равновесие духа и гарантируем себе сто лет жизни. Поэтому неудивительно, что пранаяму считают великой наукой и искусством.
    (См. комментарии к III.40, а также «Свет жизни: йога», «Прояснение пранаямы» и «Древо йоги».)

Другие направления