Сутра 10. (IV) Нидра ― состояние сна
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Пассивность (сон) основывается на состоянии бездействия вритти (или невосприятии чувств).Бейли
-
Сон — это вритти, связанное с ощущением пустоты.Вивекананда (новый перевод)
-
Сон есть Вритти, обнимающее чувство пустоты.Вивекананда (старый перевод)
-
«Познание Сна» — это функция, основанная на [Атрибуте — Тамасе], которая вызвана отсутствием [обычного Познания].Ганганадха
-
Глубокий сон происходит тогда, когда разум переполнен инертностью и отсутствуют другие проявления.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Сон - это всеобщее и регулярно повторяющееся проявление* разума. Инертность может наступить из-за скуки или истощения и привести ко сну. Сон - это нормальное состояние для всех живущих существ.
-
Сон — функция читты, основанная на восприятии небытия.Загуменнов
-
Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].Островская и Рудой
-
Сон — состояние, опирающееся на отсутствие мысли.Ригина
-
Сон — деятельность сознания, лишённого объективного начала.Свенсон
-
Сон — это случай, когда чувства воспринимают видоизменение пустоты.Фальков
-
[Глубокий] сон — это вритти отсутствия ментальных содержаний для своей опоры.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Это очень важная сутра. В сравнении с первыми тремя вритти, о которых речь шла ранее, эта вритти характеризуется как неосознанность, отсутствие сознания или бессознательность. Глубокий сон ― также одно из состояний ума. Очень важно это понять, потому что, если мы в состоянии анализировать спящее состояние ума, мы можем легко понять состояние самадхи. Глубокий сон ― это состояние ума, в котором прячется или скрывается знание внешнего мира. В Мандукья упанишаде говорится, что в глубоком сне вы ничего не желаете, нет ни сновидений, ни каких-либо других восприятий. Все вритти становятся сконцетрированными вместе, и вся энергия сплавлена в один процесс. Способность восприятия обращается вовнутрь самой себя; внешние объекты не видимы и не слышимы, нет каких бы то ни было ощущений. Это бессознательное состояние ума.
Это именно та идея, которую Патанджали хочет подчеркнуть в этой сутре. Он говорит, что в глубоком сне состоянию ума не предшествует объект, ум не видит, не слышит, не ощущает, не чувствует что-либо. Любая форма знания, любое содержание ума затухло.
Когда мы имеем опыт восприятия объекта, ментальное отражение этого опыта называется пратьяя ― содержание ума. У нас может быть пратьяя как с чувственным восприятием, возникающим при контакте с объектом, так и без него. Мы можем, например, видеть розу внутри нашего ума в форме видения, или сновидения, (* Имеется в виду глубокий сон, или сон сновидений. (Прим. пер.)) или некой идеи. Содержание ума во всех этих состояниях называется пратьяя. Когда сама идея объекта, само содержание проходит через определенный процесс, ум становится лишенным опоры. Глубокий сон ― это вритти, в котором содержание ума отсутствует. В этом состоянии мысли [и пр.] есть, но они не предстоят перед умом, так что ум не видит, не ощущает, не думает, не слышит, не чувствует, т. е. нет какого-либо чувства или ментального опыта.
Психологически в этом состоянии мозг не связан с умом, и мысли временно подавлены. Подобным образом в дхьяне мы иногда становимся бессознательными, когда активность ума останавливается. Состояние глубокого сна сравнимо с состоянием самадхи, так как в обоих состояниях отсутствует осознание внешнего мира. Единственное отличие между глубоким сном и самадхи состоит в том, что в самадхи в определенной степени сохраняется понятие «Я», тогда как в глубоком сне это понятие отсутствует. В состоянии самадхи полностью прекращается осознание разделения собственного существования и собственных качеств. Личные качества, такие как индивидуальная национальная принадлежность (например то, что вы индиец), собственное имя и своя форма не осознаются. Тем не менее, некоторый вид сознательности сохраняется. Это сознание лишено всех особенностей, принадлежащих внешнему миру. Сознание, которое мы имеем в состоянии самадхи, точно такое же, как в состоянии бодрствования, с той лишь разницей, что в самадхи есть сознание, но нет объекта. Здесь существует много непонимания, неверных концепций, множество ошибочных установок, неверных интерпретаций. Ошибочно полагается, что самадхи ― это состояние абсолютной сознательности, в то время как в действительности это не так. -
Сон – это непроизвольная остановка мыслительных волн и непроизвольное рассеивание знания.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Сон без сновидений – это инертное состояние сознания, в котором ощущение существования отсутствует.
Сон – это состояние, при котором любая активность – будь то активность чувств или мыслей – прекращается. Во сне чувства восприятия покоятся в уме, ум – в сознании, а сознание – во внутреннем существе. Существуют три разновидности сна. Если после сна ощущается тяжесть и вялость, он считается тамасичным. Тревожный сон раджасичен. Сон, который несет легкость, ясность и свежесть, саттвичен.
Правильное знание, искаженное знание, фантастическое знание и знание, рождаемое памятью, – это состояния бодрствования. Здесь чувства приводят ум и сознание в контакт с внешними объектами, и таким способом человек получает знание. В состоянии глубокого сна эти четыре типа знания отсутствуют: чувства восприятия прерывают свою работу, поскольку их господин – ум – пребывает в покое. Это абхава, вакуум, ощущение пустоты.
Познав во сне отрицательное состояние пустоты, садхака стремится преобразовать его в положительное состояние ума во время бодрствования. В результате он обретает чистоту, в которой его «я» освобождается от знания вещей, воспринятых когда-либо посредством чувств и ума. Научившись успокаивать ум и сознание в любых их состояниях, садхака достигает кайвальи. Он сублимирует вритти и становится мастером – его читта растворяется в душе.
Сон позволяет узреть созерцателя. Однако во сне это происходит неявно, поскольку свет различения, вивека, затуманен. Воспроизведение такого состояния сна во время бодрствования и осознанности суть самадхи, в котором созерцатель свидетельствует свою собственную форму.
Комментарии (0)