Гексаграмма 20. Гуань. Наблюдение. (Созерцание)
Чакра | Манипура |
Центр | Горловой Центр |
Канал | 10 – 20. Канал Пробуждения, 20 – 34. Канал Харизмы, 20 – 57. Канал Озарения |
Кодоновое кольцо | Кодоновое кольцо Жизни и смерти |
Генный ключ | 20 генный ключ. Священный звук Ом |
Контур | Контур Знания, Контур Интеграции, Контур Центрирования |
Аминокислота | Лейцин |
Ворота | 20. Ворота Сейчас. Gate of The Now |
Канонический текcт
Умыв руки, не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг.
Юношеское созерцание. — Ничтожному человеку — хулы не будет; благородному человеку — сожаление.
Созерцание сквозь (щель). — Благоприятна стойкость женщины.
Созерцай продвижение и отступление нашей жизни.
Созерцай блеск страны. — Благоприятно тому, чтобы быть принятым как гость у царя.
Созерцай нашу жизнь. — Благородному человеку хулы не будет.
Созерцай их (других людей) жизнь. — Благородному человеку хулы не будет.
Название
Гуанъ (Созерцание): созерцать, смотреть издалека или с большой высоты; изучать, выдвигать суждения, строить догадки; прорицание; идея, точка зрения; наставлять, сообщать, указывать, делать известным; также: даосский монастырь, обсерватория, высокая башня. Иероглиф изображает птицу в сочетании со знаком «видеть».
Образный ряд
Это время созерцать вещи без активного действия, с целью постижения их внутреннего смысла и определения верной перспективы. Пусть все само появляется перед вами. Особенно пристально смотрите на те вещи, которые вы обычно не хотите видеть. Это время религиозной церемонии, когда совершается очищение, но жертвоприношение еще только готовится. Будьте уверены в себе. Проникновение в суть вещей даст вам необходимое просветление. Руководствуйтесь указаниями духа. Пусть образы проходят перед вашим внутренним взором. Избавьтесь от предвзятых идей и убеждений. Будьте в согласии с окружающим и дайте ему место в своем внутреннем мире: тогда вы сможете охватить одним взглядом весь мир. Если вы хорошо подготовитесь, то вещи и события, на которые вы пытаетесь влиять, будут изменяться самопроизвольно. Об этом в Древнем Китае писали так: «Когда мудрец говорит, то весь мир слушает».
Внешний и Внутренний миры
Ветер (Дерево) и ЗемляОтдаленные образы и события возникают на внутреннем плане, проходя перед мысленным взором.
Бесстрастное созерцание содержит скрытую возможность избавления от устаревших идей и понятий.
Последовательность
Великий человек может видеть суть вещей. Осознание этого позволяет пользоваться созерцанием.
Определение
Посещение и созерцание добродетельны. Иногда присоединяешься (к другим), иногда ищешь их.
Образ
чистое голубое небо неожиданно покрывается тучами.Символ
Линии гексаграммы
Вначале шестерка
Юношеское созерцание.
Ничтожному человеку не будет хулы.
Благородному человеку — сожаление.
Вы смотрите на вещи, как ребенок. Это хорошо, если все, чего вы хотите,— приспособиться к окружающей обстановке. От юного ума нельзя требовать дальновидности. Но если вы хотите следовать путем зрелого человека, то вас ждет сожаление.
Шестерка вторая
Созерцание украдкой.
Благоприятна стойкость женщины.
Вы смотрите на предметы и явления как бы из укрытия, тайно созерцая их и пытаясь повлиять на события. Это принесет пользу, если вы предпочтете действовать, как женщина (в Древнем Китае считалось, что женщина предрасположена к внутреннему созерцанию). Но если вы стремитесь к активному развитию, то такое положение вещей не может долго удовлетворять вас.
Шестерка третья
Созерцай наступление и отступление собственной жизни.
Жизнь предстает перед вами как обширная панорама, с приливами активной деятельности и отливами пассивного созерцания и самоанализа. Следите за этим движением, чтобы знать, когда следует выступить вперед или остаться в стороне.
Шестерка четвертая
Созерцай блеск страны.
Благоприятно тому, чтобы быть принятым, как гость у царя.
Вас пригласили на важный совещательный пост. Воспользуйтесь преимуществом приглашения от вышестоящих лиц; это принесет пользу и просветление. Двигайтесь вперед шаг за шагом. Вам предстоит долгий путь.
Девятка пятая
Созерцай собственную жизнь.
Благородному человеку не будет хулы.
Оглянитесь на свою жизнь и оцените свои достижения. Это поможет ответить на ваш вопрос. Там, где ваши поступки были безупречными, вы встречаетесь с проявлением своего истинного «я».
Наверху девятка
Созерцай их жизнь.
Благородному человеку не будет хулы.
На высшей ступени созерцания достигается внутренняя свобода. Вы созерцаете и познаете жизнь других людей и общества в целом, рассматривая себя как его частицу. Это помогает ответить на ваш вопрос. Вы не связаны с людьми в силу необходимости, но встречаетесь с ними по собственному желанию. Затем вы решаете, следует ли предпринять активное действие.
Ассоциативное толкование
- В небе и солнце, и луна. Это значит, что ваши достижения будут полезны всем.
- Чиновник стоит у стола с курениями. Это означает продвижение в чинах.
- Олень на горе означает помощь в продвижении.
- Бог в золотых доспехах означает «поймать волну удачи».
- Государственная печать и весы —хороший знак.
Объяснение гексаграммы по Вэнь-вану.
Наблюдение. Уже совершил омовение, а к жертвоприношению еще не приступал. Люди смотрят на него с величайшим доверием.
- Это августовская гексаграмма. Она хороша осенью, плоха летом и зимой.
- Вы пробиваетесь вперед, лишая себя всякого повседневного комфорта и подвергаясь трудностям.
- Жених с невестой и их друзья репетируют церемонию венчания за день до великого события. При этом спокойствие и уверенность священника заставляют их почувство¬вать облегчение и доверие.
Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.
Первое яо.
Начальная шестерка. Детское наблюдение. Для низких людей — все в порядке, для лидера — немилость.
- Не следует удовлетворяться бездумным созерцанием доминирующих сил.
- Вы должны извлечь какую-нибудь пользу из предоставившейся редкой возможности.
- Как будто малограмотный человек в присутствии великого ученого.
Второе яо.
Шестерка вторая. Выгляни за дверь. Это хорошо для Женщины.
- Тому, кто избегает видеть неприятности, не приходится из-за них волноваться.
- Не критикуйте других, если не можете превзойти их.
- Вы думаете, что это тайна, но это никогда не было тайной.
Третье яо.
Шестерка третья. Наблюдение собственной Жизни. Учись, наблюдая, почему и когда ты продвигаешься или отступаешь.
- Впереди у вас — волнующее время.
- Если помнить о прошлых ошибках, они не будут повторяться.
- Когда все дела идут хуже некуда, они, несомненно, начнут скоро поправляться.
Четвертое яо.
Шестерка четвертая. Наблюдение славы царства. Приглашение царя принесет выгоду.
- Финансовое положение ухудшается, но у вас может быть неожиданный доход.
- Вы должны провести расследование и узнать истину.
- Время и терпение гарантируют успех.
Пятое яо.
Шестерка пятая. Наблюдение собственной Жизни. Благородный человек — без вины.
- Когда вы полностью и чистосердечно посвящаете себя делу, весь мир посторонится, чтобы дать вам дорогу.
- Невозможно предсказать, кто будет победителем.
- Истина всегда выходит на свет.
Шестое яо.
Верхняя девятка. Наблюдение его Жизни. Благородный человек — без вины.
- Во время мира следует думать о времени опасности.
- Добрые поступки вознаграждаются сторицей.
- Воссоздавайте образ мыслей этого человека по другим его словам или высказываниям.
Общее толкование по Ю.Шуцкому
Созерцание, которое подразумевается здесь, рассматривается в комментаторской литературе с двух сторон. Во-первых, со стороны созерцаемого и, во-вторых, со стороны созерцающего. Когда благодаря высочайшим положительным качествам уже достигнуто единение, охарактеризованное в предыдущей ситуации, то человек, не может оставаться незамеченным другими людьми. Так же и философская концепция, которая благодаря процессу приближения, описываемому в предыдущей гексаграмме, сделана доступной для людей, она также становится объектом их умозрения. В таком смысле и данный человек, и данная концепция выступают как объекты созерцания. С другой стороны, когда наше познание в его новом акте приближено к объекту познания и вполне покоится на правильно подготовленном основании мышления и воли, когда оно освобождено от сомнений, то для него наступает момент созерцания. Если это даже только момент, все-таки он тоже имеет свои специфические черты. Это момент, противоположный деятельности во внешнем. Все для нее уже подготовлено, но человек на мгновение (а в некоторых случаях на известный промежуток времени) отстраняется от деятельности вовне и концентрирует свои силы на самом познавательном созерцании, которое является тоже деятельностью, но деятельностью познания. Последнее, конечно, подготовлено предшествующей деятельностью. Кроме того, этот момент со стороны его содержания характеризуется полной правдивостью внутри и ее внешним проявлением — строгостью и искренностью. В тексте эти характеристики выражены следующим образом: Созерцание. Умой руки, но не приступай к жертвоприношению. Владей правдой, будь нелицеприятен и строг.
1
Если на языке «Книги Перемен» «ничтожные люди» и противопоставляются «благородному человеку» с этической точки зрения, то их низкий моральный уровень здесь рассматривается как функция их познавательной недоразвитости. Поэтому их нельзя обвинять в познавательной близорукости, ибо в отношении познания они юны, а от юноши невозможно требовать дальновидности. Но дело обстоит иначе, если недальновидностью созерцания обладает «благородный человек». Для него она есть результат недомыслия, т.е. проступка перед своей собственной познавательной жизнью. Наличие недальновидности может привести благородного человека только к сожалению. Здесь, на первой позиции, лишь начало процесса созерцания, это созерцание юноши, о котором в тексте сказано: В начале слабая черта. Юношеское созерцание. Ничтожному человеку не будет хулы. Благородному человеку — сожаление.
2
Недальновидность созерцания — это его замкнутость в узкой сфере своего эгоистического бытия. Но созерцание должно расширяться и расти. Поэтому созерцание должно пробиться сквозь эту ограниченность. Сначала лишь в некоторых отношениях оно может выйти за эти пределы. Они точно стена, окружающая человека, и на этой ступени он получает лишь незначительную возможность выглянуть вовне, точно посмотреть сквозь щель забора. Если на этой ступени еще возможно стойко оставаться женщине, которая, как полагали в древнем Китае, предрасположена к тому, чтобы пребывать внутри, далеко от внешней деятельности, то эта ступень никак не может удовлетворить человека, стремящегося к прогрессирующему развитию созерцания. Поэтому в тексте мы находим: Слабая черта на втором месте. Созерцание сквозь щель. Благоприятна стойкость женщины.
3
Когда наступает выход из внутреннего во внешнее, то внутреннее тоже становится внешним и доступным для объективного рассмотрения. Здесь собственная жизнь предстает человеку, как обширная панорама, и в ней человек созерцает отливы и приливы, выступления к активности вовне и отступления вовнутрь для собственного усовершенствования. Эту широкую созерцательную мысль текст облекает в лаконическую формулу: Слабая черта на третьем месте. Созерцай наступление и отступления собственной жизни.
4
Созерцание должно расшириться еще более. Уже и рамки целой жизни для него должны стать более тесными, ибо хотя это и целая жизнь, но все лишь индивидуальная жизнь одного человека. Здесь созерцание должно выйти и за пределы. Объектом созерцания здесь должны стать «блеск всей страны», лучшие стороны жизни общества, то, что в нем выработано как ценности, перерастающие ограниченность эпохи. Такой человек, который способен на это расширенное созерцание, был достоин, по древнекитайским представлениям, быть приятым как гость у царя. Текст об этом говорит следующим образом: Слабая черта на четвертом месте. Созерцай блеск страны. Благоприятно тому, чтобы быть принятым как гость у царя.
5
При правильном развитии после созерцания, объектом которого становится жизнь общества в целом, человек должен своей жизнью совершенно слиться с созерцаемой жизнью общества. На нее он должен смотреть, как на собственную жизнь, и ее недостатки принимать на свою ответственность. Поэтому текст опять говорит: Сильная черта на пятом месте. Созерцай собственную жизнь. Благородному человеку не будет хулы.
6
На высшей ступени созерцания достигается полная внутренняя свобода. Человек уже ни с чем и ни с кем не связан в своих восприятиях и суждениях. Пройдя весь опыт, очерченный в предыдущем, он свободно может наблюдать и понимать переживания и действия других людей. Но, достигнув освобождения такого рода, он был бы лишен содержания, стал бы внутренне пустым, если бы он воспользовался возможностью отделиться от жизни людей. Поэтому и ему, не связанному в силу необходимости с людьми, следует свободно по собственному решению связаться с ними, созерцая их жизнь и служа объектом их созерцания. Хотя это и кажется некоторым снижением уровня собственного развития, однако это только кажется на первый взгляд. Поэтому и текст говорит: Наверху сильная черта. Созерцай их жизнь. Благородному человеку не будет хулы.
Комментарий А.В. Швеца
Во внешнем — Утончение и проникновение, во внутреннем — Исполнение и самоотдача. Если созерцаем с полной самоотдачей, то проникаем в проявления Абсолюта и наш мир становится более утонченным.
Интерпретация Хейслип
Вам надо быть готовым к возможным и неожиданным неприятностям. Постарайтесь спокойно и рассудительно обдумать и проанализировать положение дел. Возможно, что вам необходимо будет сменить место жительства и работу. Старайтесь ничего важного не упустить, вам нужно быть сейчас особенно внимательным. Помощь вы можете получить оттуда, откуда меньше всего ждете, для этого нужно только тщательно продумывать все свои действия. Желания ваши исполнятся, может быть, не так быстро, как вам хотелось бы. Вам необходимо хорошо обдумывать возможности осуществления ваших планов. Ну, а если дела ваши пойдут успешно, то не забывайте помогать другим.
Описание внешней и скрытой гексаграмм
В проявленном мире мощное дерево растет на бескрайней равнине, где гуляет ветер. Гармоничная картина растущего дерева, символизирующего красоту мирской жизни.
Дерево очень глубоко проникло корнями в землю, а тонкими ветвями в голубое небо. Человек прочно укоренился в этой жизни, и так же далеко продвинулся в духовных исканиях.
Естественным образом дерево, прожив свой век, уходит в мир иной, превращаясь в землю. Утончение и стремление к Высшему естественным образом приводят к утрате мирских интересов и проявлению вечности еще при этой жизни.
Там, где раньше цвело дерево, завтра будет бесконечная равнина. Осознание единства со всем сущим полностью вытеснит всякие волнения и эмоции по поводу течения индивидуальной жизни.
На ПОДСОЗНАНИИ вибрация аналогичная, что удваивает силу происходящего.
На бескрайней равнине возвышается прекрасная гора. Гора символизирует отличие от равнины, то есть обособленность от всего остального мира.
Время идет. Гора разрушается. Равнина наступает и поглощает гору. Гора уйдет (как обособленность) и сольётся со своим окружением, необъятной равниной. С течением времени приходит осознание всеобщего единства и уничтожаются всякие индивидуальные различия.
Вскоре останется только мощная и бесконечная равнина, как прочная опора и основа для всего сущего. Это великая трансформация слияние со всей Вселенной еще при жизни. Огромное всеобщее полностью поглощает малое индивидуальное.
Общее толкование гексаграммы №20
В проявленной действительности мирская суета стихнет, ветер страстей умолкнет, когда из глубины проявится что-то на самом деле чрезвычайно огромное, что-то очень мощное. Это индивидуальная жизнь поглощается жизнью Всеобщей. Это — ПОСТИЖЕНИЕ ТАЙН в проявленном мире.
На подсознании ситуация во многом аналогичная: индивидуальное сознание полностью поглощается всеобщим космическим сознанием. Индивидуальные эмоции и двойственные оценки полностью исчезают. Нет правильного и неправильного, нет белого и чёрного, нет доброго и злого. Что же тогда остаётся, что есть бескрайняя, бесконечная равнина, как единая основа, опора всего сущего? Это сейчас НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА! Такая вибрация на всех уровнях называется ПОСТИЖЕНИЕ ТАЙН.
Неблагоприятно уделять внимание проявлениям внешнего мира, суете. Благоприятно сосредоточится на внутреннем мире, дать возможность проявится космосу внутри себя.
МНОГОМЕРНОСТЬ
(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №20)
СУЕТА СУЕТ
СУЕТА СУЕТ – поверхностное восприятие реальности, максимальное отождествление себя с телом, своей жизни с происходящими событиями. СУЕТА СУЕТ заберет все силы и наполнит жизнь бесконечными волнениями и страхами. Единственный выход — остановиться, успокоиться и обратиться внутрь себя, к причинам всего происходящего, к ПОСТИЖЕНИЮ ТАЙН бытия.
Земля поддержит, наделит силою и раскроет все свои тайны!
ПОСТИЖЕНИЕ ТАЙН – это глубокое осознание устройства этого мира. Утончение своего сознания до глубины постижения тайн природы и самого себя. Если раньше мир описывался набором правил и инструкций, то сейчас самое время выйти из этого уровня понимания и шагнуть в «беспредельность».
Позиции для осознания:
1. Явлений или событий, которые мы бы не могли объяснить с помощью современной науки, практически не осталось. Мир перестает быть для людей таинственным, непознанным, а становится изученным и понятным.
2. Наше сознание посылает в мозг мысль. Мозг включается, как радиоприемник, и передает телу сигналы для реагирования. Мысль приходит к нам из сознания, области, совсем не изученной наукой.
3. Проявленный мир есть не более чем чья-то мощная зафиксированная мысль. Только такой подход и может объяснить многочисленные случаи нарушения законов естествознания под воздействием мысли.
4. Мир – это сплошная тайна. «Я знаю, что ничего не знаю», — Сократ.
5. Мир – материален и познаваем. Мозг порождает мысль, а не наоборот. Одинаковые физические закономерности пронизывают всю Вселенную. Мысль не более чем отражение физической реальности. Мысль такое же свойство живого мозга, как прозрачность у стекла. Абсурдно говорить о первичности мысли, как абсурдно рассматривать первичность прозрачности перед стеклом.
6. Все достижения современной науки не описывают и одного процента окружающих нас явлений. О чём говорить, если мы не знаем, кто мы есть на самом деле, не знаем достоверно механизма даже простого движения рукой или ногой, не знаем сути нашего энергообмена, не понимаем состояние сна, не говоря уже о более сложных вещах. Многочисленные факты и явления, противоречащие сложившейся научной концепции, просто не замечаются. Научные знания носят очень отрывочный, фрагментальный и стереотипный характер, и поэтому от них больше вреда для человечества и планеты Земля, чем пользы. Мы похожи на муравьев, научившихся строить домик, путешествовать в окрестностях, изучивших свойства растений и научившихся разводить тлю. Но, в отличие от нас, я надеюсь, муравьи не считают, что они центр мироздания и неплохо разбираются в законах всей Вселенной.
7. Человечество до сих пор не научилось поддерживать элементарное равновесие на планете Земля. Мало этого, сам человек является главным деструктивным фактором, что говорит о глубоком невежестве и неумении управлять своим сообществом и самим собой.
8. «Что является безошибочным признаком мудрого человека? Это любовь, любовь ко всему человечеству. Если Вы разовьёте любовь, Вам не нужно будет развивать что-нибудь ещё. Если Вы обретёте любовь, Вы даже сможете обходится без священных писаний, ибо цель всех писаний пробудить любовь», — Сатья Саи Баба.
9. «Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький», — Конфуций.
10. «Когда поймёшь все вещи, сможешь ли ты отступиться от собственного понимания?», — Лао-Цзы «Дао дэ цзин».
11. «Если ты не веришь в волшебство, то оно тебя и не коснётся. Если ты не веришь, что мир обладает собственным сердцем, то и не услышишь как оно бьётся», — Чарльз де Линт «Покинутые Небеса».
12. «Нам требуется всё наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе», - Дон Хуан.
13. «Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином, а не ноющим ребенком. Бороться, не сдаваясь, не жалуясь, не отступая, бороться до тех пор, пока не увидишь. И всё это лишь для того, чтобы понять, что в мире нет ничего, что имело бы значение», - Дон Хуан.
14. «В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле», - Антуан де Сент Экзюпери.
Комментарии (0)