Парна́я церемония – традиционный целительный инструмент

Парна́я церемония – традиционный целительный инструмент

Сандра Лафрамбуаз

Легенда

Пиеганы (пикани) были племенем, обитавшим в верховье реки Миссури в Монтане, родственным сиксикам Северного Саскачевана в Канаде. Пиеганы принадлежали к аглонкинской языковой семье, но были воинственно настроены к большинству соседних племен, так как у них были лошади, оружие и амуниция, поставляемые канадцами. Пиеганы также враждебно относились к исследователям и торговцам. Сейчас они живут в резервациях по обе стороны границы.

1

Девушка невероятной красоты, дочь вождя, почиталась многими красивыми молодыми людьми из племени.

Один юноша из племени был очень бедным, и его лицо было изуродовано шрамом. Несмотря на то что он видел, как дочь вождя отказывала богатым и красивым мужчинам из его племени, он решил узнать, захочет ли она стать его женой. Когда она рассмеялась в ответ на его вопрос, он с позором бежал на юг.

2

Проведя несколько дней в пути, он упал на землю, уставший и голодный, и уснул. С небес его увидел Утренняя Звезда, он понял его проблему, и ему стало жаль несчастного юношу.

Утренняя Звезда сказал Солнцу и Луне, своим родителям: «Там на земле лежит бедный юноша, и некому ему помочь. Я хочу пойти к нему и стать его товарищем».

«Пойди и принеси его», – сказали родители.

Утренняя Звезда принес юношу, Лицо со Шрамом, на небо. Солнце сказал: «Не вноси его в мой вигвам, потому что от него плохо пахнет. Сооруди четыре парных».

Когда это было сделано, Солнце ввел Лицо со Шрамом в первую парную. Он попросил Утреннюю Звезду принести раскаленный уголь на деревянной вилке. Затем Солнце сорвал душистую траву и положил ее на уголь. Когда поднялся дым, Солнце пропел четыре раза: «Старец входит в его тело; оно священно».

Солнце провел руками сквозь дым вперед и назад и потер ими лицо, левую руку и левый бок Лица со Шрамом. Солнце повторил церемонию с правой стороной юноши, очищая его и устраняя запахи земных обитателей.

Солнце повел Лицо со Шрамом в остальные три парных, выполняя ту же целительную церемонию. Тело Лица со Шрамом изменило цвет и светилось желтым светом.

Солнце провел по лицу юноши мягким пером и волшебным образом стер шрам. Наконец, Солнце коснулся длинных желтых волос юноши, и тот стал выглядеть в точности как Утренняя Звезда. Солнце ввел обоих в свой вигвам и поставил рядом на почетном месте.

«Старуха, – обратился отец. – Где твой сын?»

Луна указала на Лицо со Шрамом: «Вот наш сын».

«Ты не узнаешь собственного ребенка», – ответил Солнце.

«Он не наш сын. Мы назовем его Тот, Кого Приняли за Утреннюю Звезду», – и они вместе сердечно посмеялись над ошибкой.

Двое юношей все время проводили вместе и стали близкими друзьями. Однажды, когда они гуляли, Утренняя Звезда указал на больших птиц с очень длинным и острым клювом.

«Сводный Брат, не приближайся к этим опасным созданиям, – сказал Утренняя Звезда. – Они убили своими клювами других моих братьев».

Вдруг птицы стали преследовать юношей. Утренняя Звезда убежал домой, а Сводный Брат остановился, поднял с земли палку и одну за другой убил птиц.

Вернувшись домой, Утренняя Звезда возбужденно рассказал отцу о случившемся. Солнце сочинил победную песню в честь юного героя. В благодарность за спасение Утренней Звезды Солнце подарил ему деревянную вилку для держания раскаленных углей и пучок душистой травы для благовоний. Эти священные элементы, необходимые для парной церемонии, были подарком доверия.

«И я также дарю тебе свою парную», – сказал Солнце. Тот, Кого приняли за Утреннюю Звезду, внимательно наблюдал за ее сооружением, мысленно готовясь однажды вернуться на землю.

Когда Лицо со Шрамом вернулся в родную деревню, все люди собрались посмотреть на красивого юношу. Они сперва не узнали в нем Лицо со Шрамом.

«Я был на небе, – сказал он им. – Посмотрите на меня – так выглядит Утренняя Звезда. Солнце дал мне эти вещи, используемые в целительной парной церемонии. Благодаря им я избавился от своего уродливого шрама».

Лицо со Шрамом объяснил, как нужно использовать деревянную вилку и душистую траву. Затем он принялся показывать своим соплеменникам, как соорудить парную. Так племя пиеганов построило первую медицинскую парную на земле.

Теперь, когда Лицо со Шрамом был таким красивым и принес своему племени такое великое целительное благословение, прекрасная дочь вождя стала его женой.

В память о даре Солнца Лицу со Шрамом и его племени целительная парная церемония всегда является важной частью ежегодного праздника Пляски Солнца у пиеганов.

История

Сауны и парные бани имеют давнюю историческую традицию во многих уголках света: свои версии парной или сауны есть в большей части Ирландии, в Финляндии, большей части Европы, в России, Африке, Японии, Средиземноморье и на Среднем Востоке. Во многих из этих стран давно известна польза парных для здоровья: высокая температура выводит из тела токсины и убивает бактерии и вирусы. Помимо физического восстановления, другими важными результатами регулярного использования парной являются духовное обновление и очищение ума, души и духа.

В той или иной форме парная использовалась многими североамериканскими индейскими племенами, от инуитов на севере до навахо на Среднем Западе, сиу, лакота и кри на равнинах, микмаков на востоке и до южных земель майя. Эта священная религиозно-целительная церемония практиковалась на протяжении тысячелетий. Ее цель обычно отнюдь не ограничивалась очищением тела. Индейцам, желающим быть причастными к своей культуре, парная помогала не только вылечить болезни и восстановить болящие мышцы, но также почувствовать свою идентичность. Она исцеляет ум, тело, эмоции и душу. Наконец, парная – это священное место для контакта и общения с Творцом (Богом), духами-помощниками (сравнимыми с ангелами и т. п., в зависимости от ваших духовных или религиозных практик) и нашими предками (дедушками, бабушками и всеми предшествующими поколениями).

3

Найдено в интернете; зарисовка Джорджем Кэтлином парной манданов, 1845 г. Из книги Миккеля Оланда «Пот» («Sweat»).

Европейские поселенцы увидели в парной, с ее священным культурным и религиозным подтекстом, угрозу. Даже после того, как индейцев поселили в резервациях, христианские миссионеры и представители властей систематически запрещали использование парных и других ритуалов в попытке истребить практики, придающие жизнь этой тысячелетней культуре. В Канаде в 1876 г. был принят парламентский акт, известный как Закон об индейцах – первый законодательный акт, регулирующий жизнь индейцев (также называемых коренным населением Канады) и запрещающий все церемониальные практики. Если кратко, то он давал тогдашним христианским религиозным структурам право колонизировать «дикарей», как нас унизительно называли, чтобы превратить нас в праведных христиан. Примерно в то же время были изобретены школы-интернаты, куда принудительно отправлялись тысячи индейских детей с целью культурной ассимиляции. Принудительные меры зависели от того, насколько большую угрозу видели в том или ином племени.

Этим самым канадские власти пытались уничтожить культуру коренных народов. Но мы смогли сохранить наши племенные ритуалы и наш образ жизни и после начала XX века.

Так как многие европейские поселенцы и искатели приключений, путешествующие на запад, оставляли описания тайных практик, парных церемоний (помните, что они были запрещены) и многих других церемониальных ритуалов, большое их число пережило колонизацию и могут практиковаться сегодня. Теперь, когда канадская конституция 1985 г. охраняет коренные народы и их церемонии, мы наблюдаем возрождение практики парных церемоний, и, что интересно, в них все чаще принимают участие не только индейцы.

Парные имеют много разных типов структур, вариаций и значений, в зависимости от племени. Тем не менее все парные церемонии имеют схожий эффект и определенное универсальное значение для всех индейцев, а именно: физическое и духовное исцеление и священное пространство для подношения молитв Творцу.

Некоторые парные сооружались из ивовых шестов, покрывавшихся березовой корой или шкурами животных. Другие выкапывались в земле или в склоне горы, а иногда они делались более прочными и долговечными, с каменным фундаментом и стенами из деревянных досок. Сегодня наиболее популярны и распространены структура и церемония парных племени лакота и равнинных кри.

4

Фото из интернета.

5

Парная кроу, фото из интернета.

В последнее время парная широко используется для молитвенного ритуала, отдельного от других обрядов. Она достигла статуса основного обряда, т. е. главной молитвенной и целительной церемонии у многих индейских групп. Как отмечалось выше, иногда посредством нее индейцы предлагают неиндейцам причаститься к их духовности.

Парная используется для обучения, планирования, молитвы, пения и общения с другими. Кроме того, парная церемония иногда выполняется в качестве подготовки к другим обрядам, а также для возвращения в неритуальный мир после завершения священных церемоний, таких как Пляска Солнца, Пляска Духа или Зимняя Пляска.

В настоящей статье описываются структура, церемония, значение и целительные эффекты парной, основанные на учениях кри, потому что уже 18 лет моим наставником является индеец кри из Хай-Прери, Альберта, а мои предки – алгонкинское племя оттава. Мои предки жили в Китиган-Зиби, или резервации Маниваки. Эта резервация находится на границе провинций Квебек и Онтарио, на реке Оттава.

6

Фото 1880 г. – остов парной в Баффало, построенной в 1878 г.

7

Парная навахо в Аризоне.

8

Парная навахо в Верхней Калифорнии.

Структура и расположение парной

9

Сандра Лафрамбуаз и остов парной в Мейпл-Ридж, Британская Колумбия – 2004 г.

Парные часто принимают вид небольшой куполообразной структуры, сооруженной из согнутых ивовых прутьев, которые накрываются покрывалами. Структура также может делаться из штабелированного дерева, которое накрывается землей или шкурами, чтобы сдерживать пар во время парной церемонии. После сооружения структура принимает для разных племен разный смысл. Лакота называют ее Инипи.

Важной частью ритуала сооружения парной является выбор правильного местоположения. Парная на фотографии выше стоит на берегу ручья в небольшой долине на частной территории. Мой наставник, Фрэнк Суперно, поселился здесь в начале 1992 г. К счастью, ниже по течению ручья жил еще один наставник, время от времени проводивший парные церемонии. Благодаря многочисленным подаркам владельцам земли и традиционному племени той территории, нам за несколько лет удалось пристроить отдельную раздевалку для мужчин и женщин, а также навес для дров. Вот уже почти 17 лет мы как минимум раз в неделю проводим на этом месте парную церемонию.

Мы поняли, что выбрали верное место, когда все заинтересованные сказали «да». За все эти годы, а иногда во время церемоний, навестить нас приходили черные медведи, олени, койоты, совы, орлы, ястребы, во́роны, голубые цапли, белые гуси и лебеди. Все это подтверждает, что мы выбрали для церемоний правильное место, и мы убеждены, что нас крепко благословил дух этих животных на важную целительскую и молитвенную работу для мира.

Материалы для сооружения парной очень важны и несут в себе много значений. В процессе сооружения парной все участники должны проявлять большое почтение, ведущим мотивом должны быть уважение и молитвы, и произносимые слова должны соответствовать действиям, иначе можно навлечь на тех, кто пользуется парной, беду и физические несчастья.

Многие из этих практик и верований основаны на легендах и старинных историях, которые традиционно представляли собой важный способ передачи нашей культуры будущим поколениям. В соответствии с учениями кри, используемая мною структура парной не является постоянной и обычно перестраивается весной (время обновления и посева). Это символизирует недолговечность жизни и вечное развитие и перемены. Мы сооружаем свою структуру из молодых деревец, которые мы находим на той земле, где мы будем сооружать парную, и нам очень повезло, что не нужно далеко путешествовать в поиске материалов.

Каждую весну наша группа собирается для перестройки, после чего мы выполняем церемонию окуривания (процесс, при котором сжигаются травы и тело символически омывается их дымом), вербально формулируем свои намерения и произносим определенные молитвы. После этого мы в сопровождении молитв отправляемся к месту, где растут деревца, которые мы собираемся использовать для сооружения парной. Когда деревца найдены, мы подносим им табак. Табак – это одно из растений с самыми высокими энергетическими вибрациями. Он способен сообщать наши намерения другим растениям, и дым табака путешествует к Творцу. Так табак сообщает Творцу о наших молитвах и намерениях. Каждый человек подносит деревцу, чью жизнь он собирается отнять, щепотку табака. Мы верим, что земля жива, и что мы связаны со всем, и поэтому мы должны кротко и уважительно просить разрешения на совершение этих действий и объяснить в молитвах, что мы хотим убить одного их своих родственников, чтобы возвести сооружение для молитвы.

В парных, которые я строю, и которые я учу строить других, используется 16 перекрещивающихся ивовых деревцев, связывающихся в месте перекрещения тканью. После этого мы делаем вокруг сооружения круг из еще нескольких ивовых деревцев. Обычно в сумме для сооружения красивой куполообразной структуры парной мы используем 28 ивовых деревцев.

Для сооружения используется ива, потому что она растет на берегах рек и обладает особой связью с водой. Но, в зависимости от того, где вы находитесь, и есть ли поблизости ивы, можно использовать другие гибкие деревца, такие как завитой клен.

Мы также выкапываем в центре парной яму и используем землю из ямы для сооружения священного холма перед структурой. Перед холмом мы делаем кострище для нагревания камней, которые будут использоваться в нашей парной церемонии. После этого мы накрываем остов парной покрывалами. Несколько сотен лет назад наши предки использовали для этого шкуры буйвола, лося или даже медведя.

Для меня и для тех, кого я обучаю, эта структура символизирует лоно Матери Земли. В соответствии с учениями моих наставников, я верю, что мы связаны со всем живым, и что земля тоже жива. Сооруженная на ней круглая куполообразная структура из деревец напоминает ее ребра или ее живот. После того как она накрыта и мы входим внутрь, мы как будто возвращаемся через родовой канал и уединяемся во тьме ее лона, где мы питаемся, избавляемся от мусора и напрямую общаемся с Творцом. 

10

Готовая парная во время церемонии обновления весной 2005 г. (обратите внимание на священный холм).

11

Структура парной и совершаемые в ней церемонии

После того как парная сооружена и готова к использованию, есть множество дополнительных ритуалов, углубляющих парную церемонию. Хотя эти ритуалы тесно связаны с парной церемонией, их можно практиковать отдельно. Но когда другие ритуалы выполняются в рамках парной церемонии, это улучшает чувство связи со священными божественными энергиями, или Творцом.

Для наставника, проводящего парную церемонию, она начинается задолго до назначенного дня. Наставник обычно начинает думать о церемонии за 7 дней до нее, обращая внимание на свое окружение, разворачивающиеся события, чувства и сновидения. Все это помогает настроиться на церемонию. Однако для большинства участников церемония начинается с зажжения священного огня. Церемония, которую провожу я, и которой я обучаю других, начинается с ваших первых шагов на священной земле.

Обычно мы собираемся в день церемонии рано утром, после чего выполняем первую церемонию окуривания (ритуал, в котором используется дым священных трав, чтобы очиститься) и объявляем, кто мы, и каковы наши намерения на этот день. После этого мы вместе выполняем работу по подготовке к парной церемонии. Обычно это включает рубку дров и вынесение камней из парной перед разжиганием нового костра для церемонии. Также важен молитвенный выбор камней, известных как Бабушки и Дедушки, и сооружение священного деревянного алтаря согласно инструкциям наставника, проводящего церемонию.

Мы называем используемые в церемонии камни Бабушкой и Дедушкой, потому что мы верим, что камни живы, и что они хранят знания о наших предках. В нашей системе верований после смерти наше тело отправляется к Матери Земле, а дух – к Отцу Небу, чтобы быть рядом с Творцом, Дедушкой Солнцем и Бабушкой Луной. Когда Отец Небо плачет (дождь, или мужская вода), Мать Земля вбирает эту влагу вместе с прахом нашего тела в свои глубины и с помощью своего огня придает им форму этих красивых камней, которые становятся хранилищами истории о нас и наших предках. Когда мы нагреваем их церемониальным огнем, мы возвращаем их к жизни в другой форме и молимся с ними и за них. Если мы достаточно сосредоточены и чувствительны, то мы можем также воспринять послания от них.

Число используемых в церемонии камней варьируется в зависимости от предводителей парной (также известных как старейшины или наставники) и намерений церемонии. Я лично предпочитаю, чтобы в моей парной было очень жарко, и поэтому использую во время церемонии необычайно большое количество камней – в общей сложности от 52 до 72. Я использовала и всего 4 камня, но такое бывает редко, только при особых обстоятельствах.

Когда все это готово и огонь зажжен, выполняется вторая церемония, где все участники стают в круг, совместно молятся и делятся своими намерениями. Обычно они рассказывают, зачем они пришли для очищения и какой помощи ищут у Творца. Обычно наставник, проводящий церемонию, также делится какими-нибудь уроками и знаниями и может дать кому-либо имя или рассказать о полученном видении.

Обычно для посещения парной церемонии не устанавливается цена. Но так как это священная церемония, принято дарить подарки наставнику и делать молитвенные подношения. Обычно эти подношения – молитвенные скатерти, выполненные одним из 4 цветов сторон света, а также мешочек с табаком.

Молитвенные скатерти обычно имеют размер метр на метр и изготовлены из хлопка или поликоттона. Цвета, используемые в парных церемониях, имеют свое значение и различаются от племени к племени. Тем не менее четыре цвета общи для большинства индейских племен: цвета 4 сторон света. Желтый означает восток и желтокожих людей; красный – юг и краснокожих; черный – запад и чернокожих; а белый – север и белых людей. Также добавляются те или иные цвета в зависимости от того, что вы ищете. Но при первом посещении парной церемонии лучше всего приносить красную ткань.

И здесь, как я считаю, некоторые люди исказили смысл наших практик, наживаясь на других и требуя больших денег за то, чем обычно мы делимся из сострадания. Когда вы посещаете парные церемонии, вы часто различными способами оказываете наставнику поддержку и почтение (дарите красивые подарки, удостоверяетесь, что у наставника достаточно денег для комфортной жизни, делитесь с ним едой и следите за тем, чтобы он ни в чем не нуждался). Помните, что эти действия должны считаться жертвой ради вашего совершенствования и совершенствования вашей общины. Эти подношения предлагаются сразу после беседы в круге, или по указанию помощника наставника, или при встрече с наставником. Вы также должны принести подношения, если это ваш первый раз и вы просто хотите попробовать на себе индейскую парную церемонию.

Последний шаг перед входом в парную и началом процесса очищения – набивка и раскуривание трубки мира. Некоторые наставники разжигают трубку и курят перед входом в парную. Другие разжигают трубку внутри парной, во время 1-го, 2-го или 3-го захода. Некоторые наставники курят трубку в самом конце церемонии.

Когда эта часть завершена и наставник вошел в парную, он приглашает войти туда других. Обычно это делается с большим почтением, становясь на колени и объявляя: «Все мои родные». После этого ползут на четвереньках к тому месту, где будут сидеть во время церемонии.

Для мужчин предпочтительно быть в набедренной повязке, шортах или плавках. Женщины обычно одеты в шорты и футболку. Участники могут иметь с собой особые камни, кристаллы или другие значимые предметы, такие как барабаны, перья или трещотки. Разрешение на внесение этих предметов в парную дает наставник, поэтому участникам следует заранее спросить, что будет уместным для той или иной парной церемонии.

После того как группа вошла в парную и расселась вокруг каменной ямы, можно начинать основную часть церемонии. Если у предводителя есть помощник или певчий, то он сидит напротив наставника, обычно возле входа. Если ответственный за огонь находится снаружи, то он также служит стражем, а если он сидит внутри парной, то также отвечает за воду. Все эти подробности определяет предводитель церемонии.

Перед церемонией ответственного за огонь необходимо проинструктировать о безопасном обращении с камнями. Вносить камни в парную предпочтительно с помощью вил, а не лопаты, потому что так с ними не будут нестись горящие угли, что может создать в парной неприятный дым. Лопату предпочтительно использовать для обращения с огнем в кострище, особенно когда горящие угли необходимо удерживать на камнях, чтобы те оставались горячими для второго захода. В старину вместо вил и лопат использовались рога лося и оленя.

После того как было внесено определенное количество камней, предводитель церемонии просит стража закрыть вход в парную, для чего обычно надо опустить толстое покрывало. Теперь в парной становится совершенно темно, и предводитель просит короткой медитативной тишины. Поются открывающие песни, на горячие камни, которые мы называем Дедушками и Бабушками, бросается зелье, после чего на них льется вода. Считается, что после этого участники оказываются одни во Вселенной с Творцом и контактируют с законами Вселенной.

На моем языке мы приветствуем Бабушек и Дедушек так:

«Бужу Мукум Бужу Кокум»

(«Добро пожаловать, дедушка, добро пожаловать, бабушка»).

В парной темно и тихо. Участники видят только раскаленные красно-оранжевые камни. Кто-то может увидеть в этих камнях духовные образы, ждавшие там с незапамятных времен. Эти камни получили энергию от Отца Неба, от огня, который, в свою очередь, произошел от деревьев, которые пожертвовали собой, чтобы стать частью этой церемонии, и чья жизненная энергия происходит от солнца. Из этого цикла мы узнаем, что солнце – важная часть Отца Неба, и что все творение – часть великого Единства. Давным-давно эти камни были созданы Единым, и отражаемые в них образы были специально вложены в них Творцом, чтобы участники смогли воспринять их именно в этот момент. Таким образом, парная церемония может начаться с глубокой, содержательной, освежающей и проникновенной силы.

Перед тем как на камни будет вылит первый половник воды, предводитель обычно заверяет всех находящихся в парной, что любой из них может в любое время уйти. Тот, кому станет страшно, должен постараться выдержать и призвать всю свою смелость, но попадаются люди, которые не могут выдержать парную церемонию. В таком случае участник просто должен произнести: «Все мои родные, отворите дверь», – после чего наставник должен приказать стражу открыть дверь. Когда дверь открывается, церемония приостанавливается, чтобы человек мог осторожно выйти. Участник остается снаружи до конца текущего захода, после чего может попробовать еще раз во время следующего захода.

Процесс парной церемонии

Когда камни нагреты и все приготовления завершены, люди могут войти в парную и рассесться вокруг ямы. В яму в центре сооружения мы кладем горячие камни, на которые льем воду и бросаем специальные травы, или зелье. Камни приносятся четыре раза (четыре двери, испытания или захода).

Первое испытание (первая дверь, первый заход) – Восток

Первый заход характеризуется признанием мира духов. Для некоторых это время, чтобы попросить у Всевышнего духа-наставника.

Первый заход, также известный как Танец в честь Духа Орла, Пение Желтой Луны или Женщина-Бабочка, признает женский дух всего творения, в том числе женский дух, присутствующий в мужских энергиях. Его цвет – желтый, цвет желтокожих. Поэтому мы приглашаем духов предков желтокожих народов мира, чтобы они пришли и научали нас. Восток – сторона, где восходит солнце, символ нового дня или нового начала. Я призываю духа Орла, чтобы он пришел и помог нам. Орел – птица, летающая высоко в небе, и мы, индейцы, верим, что орел несет наши молитвы к Творцу. Мы благодарим орла за все, что он представляет, и за способность смотреть далеко за пределы того, что находится непосредственно перед нами. На этом этапе необходимо начать фокусироваться на том, почему вы находитесь в парной, какого исцеления вы ищете, и как вы можете пойти дальше того, что находится непосредственно перед вами. Другие целители могут поместить на этой стороне света множество других духов. Помните, что это только один путь, который не представляет все различные значения, которые присваивают этой или любым другим сторонам света знахари и предводители церемонии. Если у вас есть духи-помощники, то призовите их во время церемонии. После песен и молитв наставник приказывает открыть дверь. Некоторые наставники разрешают внести воду и дать людям попить. Некоторые наставники даже разрешают участникам сделать перерыв и покинуть парную.

Второе испытание (вторая дверь, второй заход) – Юг

В начале второго захода дверь закрывается. Символами второго захода являются очищающий пар и признание смелости.

Второй заход признает мужской дух, в том числе присутствующий в женских энергиях. Своими молитвами мы призываем на помощь дух Прыгающей Мыши, Волка или Ястреба. Мы признаем красный цвет, цвет всех краснокожих народов земли. К этому моменту все участники должны потеть, избавляясь от токсинов тела через поры, а комбинация легкой нехватки воздуха и высокой температуры помогают достичь измененного состояния сознания. В зависимости от состояния присутствующих, может прозвучать приглашение к молитве, песне или к освобождению энергии посредством выполнения в парной физических упражнений. Тогда ответственному за огонь или стражу приказывают открыть дверь. Когда дверь открыта, предводитель спрашивает участников об их самочувствии. Большинство на этом этапе с энтузиазмом отвечают, что они чувствуют себя хорошо, хотя некоторые страдают от сильной жары и нехватки воздуха, а у некоторых случаются внетелесные переживания, и мы говорим, что они пребывают в мире духов. В таком случае наставник приглашает людей сосредоточиться на своих молитвах, а сам осторожно возвращает вышедших из тела, обычно при помощи ответственного за огонь. Желающие могут полить голову водой или попить. В этот раз делается более продолжительный перерыв, отмечающий середину церемонии.

Третье испытание (третья дверь, третий заход) – Запад

Обычно перед третьим заходом требуется больше камней и новое ведро воды. Когда принесли новые камни, наставник рассказывает, как будет проходить этот заход. Он также приглашает людей к физическому или эмоциональному лечению, рассказывая, что нужно делать и на чем фокусироваться. Дверь закрывается, и заход начинается. В этом заходе мы призываем Бурого Медведя, Сову и многих других, в том числе Буревестника, чтобы они помогли нам углубиться в себя. Я отдаю дань темно-синему (цвет кри, оджибве и алгонкинов) или черному цвету (цвет лакота), символизирующему черный путь и чернокожие народы земли. Черный путь – это путь, на котором люди тем или иным образом терпят ущерб или сами причиняют его себе. Приглашаются чернокожие народы мира и их предки. В этом заходе я советую сосредоточиться на глубокой медитации, на способности углубиться в себя в поиске ответов и на развитии тонкой интуиции. Могут произноситься молитвы про себя или вслух, но чаще всего я советую участникам просто молиться молча и принять позу зародыша, после чего выполняю с ними медитативное упражнение. Это то, что символизирует для меня третье испытание. Я советую людям попытаться заглянуть в себя и молча смотреть на камни в надежде увидеть образы в их красном свечении. Через какое-то время на камни льется вода, и предводитель начинает петь целительную песню. Если наставник принес в парную трубку, то она обычно курится в начале этого захода.

Четвертое испытание (четвертая дверь, четвертый заход) – Север

Последнее испытание фокусируется на личном исцелении. Ответственного за огонь благодарят за его тяжелый труд, после чего можно приступать к молитве последнего захода. Север символизирует мудрость и знания, Женщину – Белую Буйволицу, Голубую Цаплю и пр. Мы признаем белый цвет, соответствующий белым народам земли. Предводитель может указать участникам конкретные темы для молитвы или для работы и попросить для них мудрости Великого Духа. Когда пар ослабнет, предводитель обычно предлагает завершительную молитву для этого последнего захода, или же кто-то из участников может громко произнести молитву, связанную с какой-то конкретной областью целительства. Обычно предводитель инструктирует некоторых участников насчет подготовки к молитве об исцелении, или же участники могут сами попросить, чтобы им разрешили произнести целительную молитву. Предводитель заканчивает ритуал последней короткой молитвой, молитвой благодарения за успешную парную церемонию, и признает, что мы пригласили к себе все народы мира. Ответственного за огонь или стража просят открыть дверь, после чего участники по одному выходят из парной по часовой стрелке, начиная с первого находящегося справа от входа.

В конце парной церемонии одежда у всех пропитана потом, и участники обычно переодеваются в сухое, после чего снова собираются, чтобы раскурить ранее набитую трубку мира, если они не курили ее до этого. После трубки происходит совместная трапеза вокруг огня, после чего каждого просят сказать завершительные слова благодарности. Горячий уголь идеально подходит для металлических котлов, в которых во время церемонии обычно варится еда. После церемонии участники в большом количестве пьют холодный сок, минеральную воду или содовую. На некотором расстоянии от парной кладут тарелку с едой в качестве подношения духам, присутствовавшим на церемонии, или же еду кладут в огонь, чтобы отправить в мир духов. Церемония очень освежает, и многие участники остаются спокойно и умиротворенно сидеть вокруг костра, вспоминая и обдумывая пережитый только что трогательный духовный опыт.

Физические, физиологические, эмоциональные и духовные целительные аспекты парной церемонии

Важным связывающим звеном между научной и религиозной точками зрения является нейротеологический подход. При этом не стоит пренебрегать значением неолитической формы духовного целительства – шаманизма.

У каждого знахаря, проводящего парную церемонию, и у каждой племенной группы есть собственные традиции и способы проведения церемонии. В целом не существует правильного или неправильного способа проведения парной церемонии, главное – входить в парную с открытым умом и быть готовым к очищению от негативных эмоций, исцелению от физических болезней, освобождению от мысленных тревог и/или избавлению от энергетических или духовных блоков.

Один из непосредственных эффектов парной церемонии – выведение из тела нежелательных токсинов. Бактерии и вирусы не выживают при температурах, превышающих 98,6°, а в парной может быть до 120° или 130°. Повышение температуры также стимулирует выделение в кровь адреналина, норадреналина и кортизола, которые отвечают на действующие на организм факторы стресса, активируя реакцию «бей или беги». Это также способствует притоку крови к коже. Сердце бьется быстрее, и жизненно важные органы очищаются. Высокая температура раскрывает закупоренные дыхательные проходы, избавляя от простуды и мелких респираторных проблем.

В основе работы нашего мозга лежит притяжение и отталкивание отрицательных и положительных ионов в нервных путях. Эндокринные железы высвобождают отрицательные ионы в воздух, что благоприятствует расслаблению. Выливание воды на очень горячие камни в сауне или парной способствует этому процессу и создает большое количество отрицательных ионов, что вызывает обильное потоотделение и измененное состояние сознания, сопровождаемое чувством свежести и благополучия.

Многие участники нашей парной церемонии сообщали об ослаблении следующих физических и эмоциональных симптомов:

  • снижаются судорожные боли при менструации, и выводится избыток влаги, вызванный задержкой натрия в организме;
  • после родов парная церемония избавляет от боли в мышцах и очищает тело;
  • многократное прохождение парной церемонии помогает облегчить депрессивные симптомы, улучшая самоощущение и чувство собственной идентичности; это помогает людям почувствовать связь с другими, вызывая чувство родства, а также устраняет чувство изоляции;
  • снимается напряжение и стресс;
  • снижается боль при ревматоидном артрите, фибромиалгии, миофасциальном синдроме, волчанке, невралгии, тендините и некоторых видах рака;
  • прохождение церемонии помогало людям избавиться от клаустрофобии;
  • исчезает высокое кровяное давление;
  • улучшается сон;
  • благодаря раскрытию кожных пор от высоких температур парной церемонии наблюдает облегчение при некоторых кожных заболеваниях, таких как псориаз, экзема и нейродермит.

Исследование M. I. Hannukesela и S. Ellahham, опубликованное в «American Journal of Medicine» [110,118-126], показывает, что сауна активирует симпатическую нервную систему, ренин-ангиотензин-альдостероновую систему и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую гормональную ось. Это ведет к высвобождению таких гормонов, как адренокортикотропный гормон, альдостерон, ангиотензин II, аргининвазопрессин, предсердный натрийуретический пептид, бета-эндорфин, кортизол, эпинефрин, глюкоза, гормон роста, норэпинефрин, пролактин, ренин, тиреоидные гормоны и тиреотропный гормон. Через несколько часов гормоны приходят в норму, и это оказывает на участников исключительно положительное воздействие.

Я убеждена, что если бы специалисты изучили эффекты парной глубже и на большем временном отрезке, то был бы получен более исчерпывающий список преимуществ для здоровья.

Необходимо заметить, что люди с серьезными медицинскими или психическими проблемами, включая острый психоз, острые эпизоды шизофрении, 2-й и 3-й триместры беременности, серьезные и хронические проблемы с сердцем, а также люди, недавно перенесшие серьезную операцию, не должны использовать парную.

В заключение остается добавить, что я убеждена, что парная – это значимый древний инструмент моего народа, который сейчас быстро становится современным проявлением шаманизма. Церемония помогает нам улучшить наше глубинное уважение друг к другу, к нашим предкам, к нашим знахарям и к нашей Святой Матери Земле и всем Божьим созданиям.

Другие направления