Сутра 33 (34). Кайвалья
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Состояние уединённого единства становится возможным, когда три качества материи (три гуны или силы природы) более не имеют никакой власти над Я. Чистое духовное сознание удаляется в Единое.Бейли
-
Кайвалья — это производимое в обратном порядке свертывание деятельности качеств, не имеющих для пуруши цели действия, или установление силы знания в собственной природе.Вивекананда (новый перевод)
-
Устранение в обратном порядке качеств, лишённых для Пуруши всякого побуждения к действию, есть Кайвалья, или утверждение силы знания в его собственной душе.Вивекананда (старый перевод)
-
Существует обратное развитие (инволюция) Атрибутов (свойств), когда не существует больше цели, чтобы Душа была обслуживаема ими; это и есть Уединение (Кайвалья); или это может быть определено как «пребывание Ощущающей Души в своей собственной природе» (чити шактех сварупа-пратиштха).Ганганадха
-
Когда достигнута высшая цель жизни, три основных качества не возбуждают отклика в разуме. Это свобода. Другими словами, Воспринимающий больше не окрашивается разумом.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
В чем же заключается конечное состояние йоги?
Это безмятежность в действиях, равно как и в бездействии. Нет смысла в обязательствах: брать ли на себя ответственность или отвергнуть ее. Три качества больше не комбинируются для разрушения личности. Она полностью осознает свое состояние чистой ясности и остается на высшем уровне на всю жизнь. Разум остается преданным слугой хозяина - Воспринимающего.
-
Освобождение — это возвращение гун, лишённых значения для пуруши в[их] исходное состояние, или пребывание силы сознания (чити-шакти) в её собственной природе (сварупа).Загуменнов
-
Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же — энергия сознания, пребывающая в самой себе.Островская и Рудой
-
Устранение в обратном порядке Гун, ставших для Пуруши пустыми — это Кайвалья, утверждение силы сознания в своей собственной природе.Ригина
-
Кайвалья, абсолютная свобода, наступает тогда, когда качества, лишённые значения для Пуруши, становятся латентными, скрытыми, или сила сознания утверждается в своей собственной природе.Свенсон
-
Устранение в обратном порядке качеств, лишённых для чистого сознания побуждений к действию, есть полная свобода, или сила знания в собственной природе.Фальков
-
Кайвалья есть инволюция гун по причине выполнения их назначения, или это есть восстановление пуруши в его естественной форме, которая есть чистое сознание.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Состояние кайвальи здесь определяется двумя путями. Один ― в терминах инволюции гун; другой ― в терминах, [относящихся] к пуруше. Это сделано потому, что в природе существует двойственный процесс, который может иметь место. Один [аспект] ― это эволюция и другой ― инволюция. В процессе эволюции объекты опыта проявляют себя через множество стадий, такие, как асмита, танматра, бхуты и т. д., для удовлетворения пуруши. Процесс инволюции противоположен первому. В нем объекты поглощаются в своей причине во все возрастающей степени, так, что, в конце концов, гуны остаются в невозмущенном состоянии. Это происходит, когда назначение гун, а именно бхога и кайвалья пуруши, выполнено. Таким образом, кайвалья может быть определена как инволюция гун путем выполнения их назначения, которое есть пурушартха. Процесс пратипрасавы или инволюции гун заканчивается в кайвалье пуруши.
В соответствии с другим определением кайвалья есть состояние пуруши, которое является его собственной чистой природой или чистым сознанием. Человек пытается очистить сознание посредством разнообразных садхан, таких, как медитация, самадхи, самьяма и т.д. Благодаря этому завесы, покрывающие действительную природу пуруши, удаляются, пока, наконец, через дхарма мегха самадхи сознание не становится чрезвычайно чистым и достигает своей действительной природы (сварупа пратиштхи).
Кайвалья, таким образом, есть высшая точка совокупности всех садхан. Так считают йоги и джайны, но есть другие мыслители, такие, как те риши, которые имели отношение к упанишадам, которые верят, что кайвалья ― это только некая в развертывании сознания.
Мы не знаем, какая часть сознания развернута, и сколько остается еще за пределами точки реализации. Господь Будда также писал в одном месте, что кайвалья достигается, когда завесы неведения одна за другой удаляются посредством практик дхьяны и т.д.; но даже после этого возможно, что некоторые завесы остаются, чтобы [затем] быть рассеянными. Это только для бытия во времени кажется, настолько, насколько это касается нас, что кайвалья является высшей стадией. Поэтому и говорится, что йогическая садхана прямо или опосредовано направлена к этой цели. Таким образом, йога ― это есть средство, а не сам по себе конец. -
Кайвалья, освобождение, наступает тогда, когда йогин исполнил пурушартхи – достиг четырех человеческих целей – и вышел за пределы гун. Цели и гуны возвращаются к своему источнику, а сознание укореняется в своей естественной чистоте.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Освобождаясь от качеств природы, йогин благодаря потоку добродетельного знания избавляется от всех жизненных целей. Пурушартхи – это четыре цели, которые человек преследует в течение своей жизни: дхарма (исполнение долга), артха (жизненные устремления и способы существования), кама (чувственные наслаждения) и мокша (освобождение от мирских удовольствий). Эти цели покидают реализовавшегося йогина и воссоединяются с природой.
Упоминание Патанджали о пурушартхах лишь в самой последней сутре может озадачить практика. Патанджали – это бессмертное существо, принявшее обличие человека со всеми его радостями и горестями, любовью и ненавистью и испытавшее беспокойство эмоций и слабости ума с тем, чтобы, преодолев их, вывести нас на путь к свободе. Знание о целях жизни могло быть сокрыто в его сердце и им не осознаваемо до тех пор, пока он не подошел к завершению своего труда. Однако его представления о пурушартхах косвенно отразились и в предыдущих главах. Поэтому мне представляется, что все четыре пады, намеренно или случайно, основаны на четырех целях, или фазах, человеческой деятельности.
Содержание первой пады составило учение о дхарме – науке о колебаниях сознания и работе с ними. По этой причине она начинается с правил поведения, Йоганушасанам. Вторая пада подробно рассматривает как эту практику, так и цель (артха), находящуюся за ее пределами. Здесь целью йоги является физическое здоровье, которое позволяет человеку как наслаждаться прелестями этого мира, так и искать освобождения (см. II.18). Третья пада рассказывает о сокрытом богатстве, которое проявляется в виде сверхъестественных способностей, достигаемых благодаря практике йоги. Эти способности могут вызвать искушение употребить их в угоду мирским желаниям (кама), вместо того чтобы использовать для духовных целей. Четвертая пада разъясняет, как прийти к действиям, не вызывающим реакции, и отказаться от соблазна попусту растрачивать йогические способности, благодаря чему сознание могло бы раствориться в свете души (мокша).
В свете того, что Патанджали заканчивает свой труд мокшей, венцом четырех целей, небесполезно будет рассмотреть социальные, культурные и гражданские условия жизни его времени, не утратившие свою актуальность и в современном мире. Йогины и мудрецы Индии искали способы и создавали средства для формирования гармоничной и умиротворенной жизни. В процессе этого они классифицировали умы людей в соответствии с их занятиями (варны), стадиями жизни (ашрамы) и жизненными целями (пурушартхи).
Бог Кришна говорит (Бхагават-гита, IV.13), что человек рождается сообразно достигнутому уровню развития нравственной, ментальной, интеллектуальной и духовной сферы. Уровень развития, в свою очередь, определяет долг перед сословием (дхарма варны). Варна – это психологическая характеристика человека, складывающаяся на основании его слов, мыслей и поступков. Само слово варна обозначает цвет, покров, кров, тип, вид и качество. Четыре сословия разделяются в соответствии со стадией развития каждого отдельного человека. К ним относятся брахманы (сословие жрецов), кшатрии (сословие воинов), вайшьи (сословие купцов) и шудры (простые рабочие, слуги). В гражданском смысле эти сословия олицетворяют собой разделение труда, а не жесткую кастовую систему, как принято считать.
Вернемся к Бхагават-гите, в которой сказано (VIII.40–44): «спокойствие, вера, сдержанность, строгость, чистота, воздержанность, честность и знание того, как вести чистую и божественную жизнь» считаются главными качествами брахмана. Брахман – этот тот, кто знает о «Я» (пуруше), кто постиг и реализовал свою божественную природу.
«Героизм, решительность, твердость, находчивость, щедрость, отстаивание правоты и защита справедливости с целью служить истине» – качества, которыми наделены кшатрии.
«Тот, кто заботится о нуждах общества, кто бережно и экономно занимается хозяйством и при этом борется за мудрость и добродетель в соответствии с уровнем своего развития» является вайшьей. А тот, «кто услужлив, порой льстив, послушен и пребывает в упорных трудах» именуется шудрой.
Даже сегодня, осознаются они или нет, эти психологические характеристики присутствуют в представителях любой профессии. В контексте йогической дисциплины этому может послужить следующий пример. В самом начале практики мы боремся и прилагаем неимоверные усилия, напрягаем не только тело, но и ум, чтобы приблизиться к сути. Наши старания напоминают ручной труд. Это и есть дхарма шудры.
Вторая стадия развития йогической практики наступает тогда, когда адепт начинает накапливать свой опыт с целью передать его ученикам и этим обеспечивает себя материально. Эта дхарма вайшьи.
Когда практик воспитывает мужество и укрепляется в стремлении развивать свои навыки и совершенствовать умения, у него есть все права и основания делиться своим знанием и опытом, поддерживая высокий уровень своего мастерства. Такая садхана сравнима с деятельностью кшатрия.
Тот, кто совершенствует свою практику с целью испытать целостное, высшее, абсолютное состояние бытия (дживатман), являющееся телом Универсального Духа (параматман), и капитулирует перед Ним в речах, помыслах и поступках, тот становится брахманом йогической садханы. Это можно назвать религиозным рвением в йоге, которое является целью любого адепта.
Аналогичным образом жизнь каждого человека разделена на четыре стадии развития. Первая стадия – стадия ученика (брахмакариашрам), вторая – домохозяина (грхасташрам), третья – домохозяина, который начинает учиться непривязанности (ванапрастхашрам), и четвертая – человека, который отрешился от мирских помыслов и соединился с Господом (санньясашрам). Столетний отрезок человеческой жизни также делится на четыре фазы, каждая из которой длится 25 лет, позволяя индивиду развиваться, проходя четыре стадии и преследуя четыре жизненные цели, подходя тем самым к Истинному Бытию.
Цели (пурушартхи) включают дхарму, артху, каму и мокшу.
Дхарма – это тщательное соблюдение в повседневной жизни этического, социального, интеллектуального и религиозного долга. В строгом смысле дхарме обучают в период ученичества, но соблюдаться она должна в течение всей жизни. Без следования дхарме духовные достижения невозможны.
Артха предполагает приобретение богатства для достижения более высоких жизненных устремлений, среди которых – понимание главной цели в жизни. Если человек самостоятельно не сможет содержать себя, зависимость от других сделает из него паразита. В процессе накопления богатства проявления алчности недопустимы. Затраты предполагают только самое необходимое для поддержания тела здоровым и сытым, чтобы всякие тревоги и волнения не отвлекали человека от его главной задачи. На этой стадии он находит себе спутника, с которым делит кров. Здесь через дружбу и сострадание человек начинает понимать, что такое земная любовь. Так абсолютная дружба может привести к переживанию божественной любви. Обязанности домохозяина заключаются в воспитании детей и оказании помощи своим близким. Отсюда мы видим, что жизнь в браке никогда не рассматривалась в качестве помехи на пути к счастью, к божественной любви и к единению с Высшей Душой.
Кама предполагает наслаждение прелестями жизни без ущерба физическому здоровью, равновесию и гармонии ума. Слабое существо не может испытать «Я», поэтому к телу, храму души, нужно относиться со всей тщательностью и уважением. Асана, пранаяма и дхьяна играют существенную роль при очищении тела, приведении ума в равновесие и прояснении разума. Нужно научиться использовать тело как лук, а асаны, пранаяму и дхьяну как стрелы, пущенные в цель – созерцателя, или душу.
Мокша означает избавление от бремени земных удовольствий. Это переживание освобождения и блаженства. Оно возможно только тогда, когда человек избавлен от физических, психологических и интеллектуальных недугов, а также от страданий, вызываемых средой обитания, бедностью, невежеством или гордыней. В этом состоянии человек осознает, что власть, знание, богатство и удовольствие – всего лишь преходящие стадии. Чтобы обрести власть над качествами природы – стать гунатитаном – необходимо неуклонно стремиться к освобождению от гун. В этом – сама суть жизни. Это состояние целостного, бесконечного, абсолютного, чистого блаженства.
Четыре цели предполагают добродетельные поступки и связаны с качествами природы и с ростом сознания. Когда достигается цель свободы, обуславливающие качества сознания и природы прекращают свое существование. В этот момент – момент реализации – йогин понимает, что тот, кто пребывал в поиске, созерцатель и инструмент, используемый для постижения созерцателя, есть атман. Это абсолютное состояние сознания и есть созерцатель. Теперь он утвердился в своей собственной природе. Это кайвальявастха.
Практика йоги отвечает всем жизненным целям. Путем правильного использования органов действия, чувств, ума, эго, разума и сознания стремление этих целей служить своему Господину – созерцателю – подходит к концу. Вместе с качествами природы они, будучи покровами созерцателя, начинают свое обратное движение и исчезают, растворяясь в самом источнике материи (мула-пракрити).
Здесь они и удерживаются. Таким образом, читта очищается и переходит в свое высшее состояние. Здесь она растворяется в обители созерцателя, позволяя ему непрестанно сиять в его нетронутом, чистом, незапятнанном виде. Теперь йогин уподобляется царю среди людей. Его венец – это духовная мудрость. Он критартхан, осуществившаяся душа, обретшая способность повелевать природой. Он привносит чистоту разума в самого себя (см. III.56). Теперь он свободен от цикличной игры гун, свободен от времени, и поскольку его поиск собственной души завершился, свободен от целей и побуждений. Все двадцать четыре принципа природы (см. II.19) возвращаются в свой источник, а двадцать пятый, созерцатель, остается один и пребывает в кайвальям – бесконечном блаженстве и свободе. Обладая силой чистого сознания, читта шакти, он целиком и полностью отдает себя на милость источника всех созерцателей, Параматмы, Господа.
Бог Кришна разъясняет (Бхагават-гита, XVIII.61–62), что «высший властитель обитает в сердце каждого и служит проводником, ради духовного развития помещая нас на колесо знания». Он говорит: «Тот, кто достиг божественного знания, должен искать убежища, отдавая свои действия и самого себя на милость Высшего Духа, Господа». Так будет пройден путь от реализации «Я» до реализации Бога.
Путешествие к духовному царству Патанджали начал словом атха, которое значит «сейчас». Завершает он его словом ит – «это все». Йогин достиг своей цели.
Так заканчивается изложение кайвальи, четвертой пады Йога-сутр Патанджали.
Комментарии (0)