О брахманах у славян
«Следующее место, из Страбона, совершенно подтверждает наше предположение. Он пишет (VII, 3): «по свидетельству Посидония, Mysi питаются, исключительно, молоком, сыром и медом; никогда не употребляют в пищу животных и вообще всего, что наслаждается жизнью. Они слывут набожными и их называют Kapnobatae (21). Тот же Посидоний прибавляет, что между Фраками можно найти много людей, не имевших никогда сообщения с другим полом; потому их называют Mysi Ctistae («мужи чистые»), и почитают людьми, посвятившими себя служению богов (22). Они совершенно удалены от всех житейских забот» … Менандр, природный Фрак, пишет следующее: «все Фраки, и в особенности наши Геты, (ибо я горжусь тем, что принадлежу к этому племени) не весьма целомудренны: каждый, из нас, имеет по десяти, двенадцати жен, и даже более этого числа.» … Это многоженство можно подтвердить и другими свидетельствами (Strab. VII, 3).
Из этого положительного объяснения Страбонова ясно открывается, что Mysi Ctistae были не народ, не племя Фракийское, а просто учение, секта гимнософистов, существовавшая между Гетами и другими Фраками … Посидоний пишет, что все Мизы и большая часть Фраков (или Гетов) питаются одним молоком, сыром, медом, и не употребляют в пищу животных; что они никогда не имеют сообщения с другим полом и от того слывут «чистыми», и что эти люди посвящают себя служении богов и не несут общественных обязанностей. Менандр, сам природный Гет, совершенно опровергает Посидония, по крайней мере, в отношении к целому Гетскому народу, и свидетельствует, что каждый Гет имел несколько жен. Это совершенное противоречие можно объяснить, как мы думаем, только тем, что «Mysi Ctistae» были жрецы, философы, гимнософисты, одним словом, особенная секта [или каста], а не весь народ. Да и можно ли предполагать целое народонаселение, удаленное от сообщения с другим полом? …
И Фрак Орфей принадлежал к учению «чистых мужей», ибо, по свидетельству Плутарха, никогда не питался животною пищею (См. Плутарха, пир семи мудрецов). Намеки, на верование Индейских гимнософистов, сохранились у Словен и до наших времен. У Галичан, потомков древних Гетов, есть поговорки: «на Юра-Ивана, на Рахманский Велик день» и «постимося як Рахмане», т.е. соблюдаем пост Брахманский. Слово «Рахмане» объясняют Галичане людьми, живущими далеко, на восход солнца, держащими строгий пост, в продолжении всего года: только один раз а году эти люди едят мясо» (Ильчевича, Галиц. поговорки). … Индейские жрецы, Brachmanes, вследствие правил их веры, именно соблюдали строжайший пост: не пили вина, не ели мясной пищи и не имели сообщения с женским полом (Arrian. VI; Strab. XV, I). И у нас, на Руси, сохранилось много воспоминаний о «Рахманехъ» (Brachmanes) и ихъ «Брахманской вере». Между древними нашими рукописями, множество встречается сочинений о сем предмете. Не упоминая о других книгохранилищах, скажем только, что в одной Румянцевской библиотеке, рукописи под №№ 455, 457, 458 и др. содержат длинные статьи о «Рахманех». В особенности, в Хронографе №456 помещено сочинение, о сем предмете, весьма древнего Словенского перевода. Еще в другом Хронографе (№453) примечательно: «Сказание о царстве Македонском и о Брахманах», а в уставе Церковном (там же, № 449), в числе Богоотметных книг, поименовано «Сказание о Рахманех» (Опис. Румян. Рукоп. 716, 729, 763, 773). Значит, все эти сочинения о Брахманской вере были до того распространены между нашими предками, что правительство вынуждено было их запретить, дабы они не напоминали прежних заблуждений их праотцев. Без этого запрещения дошло бы еще более до нас, описаний Браминской веры.
Геты были народ просвещенный, не менее других Фраков, от которых, как известно, Греки получили свою веру, обряды, таинства богослужения и мифологические предания, составляющие всю мудрость первобытного мира.»
[Чертков А.Д. Очерк древнейшей истории прото словен. Глава 2. 1851]
Сказания о рахманах встречаются уже в Несторовой летописи с указанием источника — хроники Георгия Амартола. Сохранились два важных произведения древнерусской литературы, связанные с рахманами. Первый — «Слово о рахманах и предивном их житии», где описывается жизнь долгожителей-рахманов, полная изобилия и радости. В другом источнике известном под названием «Хождение Зосимы к Рахманам», рассказано, как к пустыннику Зосиме после 40-дневного поста явился ангел и указал путь к далёкой земле Блаженных и описано его путешествие к ней.
Вера в рахманов была очень распространена на территории Поднестровья. В документах из этой местности встречаются слова «рахманный» (добрый, хороший), «рахманная» («плодородная» — о земле). В Румынии также существует поверье, что рахманами становятся младенцы, умершие некрещёными. Другая легенда рассказывает, что рахманы — это древние люди, вера которых гораздо сильнее, чем вера современных жителей. После конца света они займут место людей на земле