Как меняется психология человека под влиянием природного ландшафта?

Как меняется психология человека под влиянием природного ландшафта?

По способу восприятия психологи делят людей на три основных типа: кинестетиков, визуалов и аудиалов. Первые при контакте с внешним миром, прежде всего, обращают внимание на свои физические ощущения и внутренние переживания. Для вторых первостепенное значение имеет зрительная информация. Для последних основой восприятия окружающего мира являются звуки.

Какую бы обстановку выбрали для себя ?

Кинестетики, воспринимающие мир через соприкосновение, склонны, полностью погружаться в ощущения, поэтому очень ценят уют и удобства. Чувственной натуре кинестетика нужна простая, спокойная и по-домашнему комфортная обстановка, которая поможет окунуться в приятные переживания.

Тысячами звуков наполнен мир аудиала, различающего малейшие нюансы во всем, что только можно услышать. Желанные гости сада - птицы. Привлеченные кормушками, поилками, домиками, и разнообразными растениями они наполнят сад бойким чириканьем, задорным щебетанием, мелодичными трелями. А дуновение ветра вызовет тихий шелест листвы деревьев с плотными кронами и поникающими листьями: ивы плакучей, березы, осины.

Визуал во всем ценит, прежде всего, красоту, и его сад должен отличаться внешней привлекательностью, где каждая деталь радует глаз не меньше, чем общий вид садовой композиции. Визуалу вдвойне приятно находиться в зоне отдыха, если она не только обставлена симпатичной мебелью и украшена изящными аксессуарами, но и позволяет наслаждаться ласкающими взор отдаленными картинами. Такую возможность предоставляет место отдыха, откуда открывается вид на эффектные садовые композиции или живописный окрестный пейзаж.  Визуал по достоинству оценит сад, преображенный вечерним освещением.

Ну это все как говориться пожелания того, что мы можем сделать сами для себя. Какой вариант комфорта в ландшафтном дизайне можем себе организовать. А что нам предлагает природа ?

Природа не однородна, один ландшафт перетекает в другой, лес может стоять на берегу озера, деревья образуют глухую темную чащу или открытые, светлые дубравы и т.д. Поэтому здесь мы будем говорить о наиболее характерных состояниях, связанных с каждым ландшафтом.

Водные ландшафты

Условно их можно разделить на две главные категории - «Большая вода» (океан, море) и «Малая вода» (озеро, пруд, река)

Вода вообще связана с целостностью и чистотой. Она смывает грязь с души и тела, залечивает раны. Однако в энергетике водных ландшафтов есть существенные различия.

«Большая вода» - море или океан - редко бывает в состоянии покоя. Обычно это движение огромных водных масс - величественное в своей силе и неотвратимости. Такой ландшафт близок тем личностям, для которых вечное важнее сиюминутного. В целом ландшафт морских побережий, как сочетание моря и ветра, дает силу, освобождение от преград, от всего наносного, что скрывает от нас сокровенную глубину нашей личности. Он дает силу для принятия судьбоносных решений, а также волю и понимание для принятия своей Судьбы. Не случайно именно на морском берегу нам часто приходят мысли о своем предназначении, о выборе Пути, о дальних странствиях, уводящих за горизонт понимаемого и видимого мира. 

«Малая вода»

Река. «Люди - как реки», - мудро заметил в свое время писатель Л.Н. Толстой, имея в виду разнообразие человеческих характеров. Теперь мы можем сказать обратное - реки, как и люди, имеют каждая свою душу, свой характер. Однако все реки несут в себе энергию перемен, не случайно появилось в языке словосочетание «река времени». Река - напоминание о том, что нельзя войти дважды в одну воду, что нельзя изменить уже сделанный Выбор, но нужно принимать и следовать ему. Кроме энергии перемен, текучести и умения принимать и приспосабливаться (в хорошем смысле) к обстоятельствам, река дает энергию щедрости, самоотдачи - вода вечно течет, давая жизнь, и вечно не иссякает.

Озеро. Озеро - зеркало, как и наша душа, в которой отражается мир. Поэтому озеро помогает человеку сосредоточиться на себе, на внутренних потребностях и проблемах. Причем, чем глубже озеро и меньше по размеру, тем глубже, глядя на него, идет погружение в себя. Недаром про темные озера с топкими берегами рассказывают всякие мистические и, подчас, страшные истории, они как сказочный колодец, глянешь в него - и не знаешь, что увидишь, что отразит его гладь. А взглянуть из его глубин на человека может его же собственная душа, и беда тому, у кого она темна как омут. Порой человек сам не знает, что дремлет в ее глубинах, и отнюдь не готов увидеть и узнать их. Но тот, кто не боится «заглянуть в глубину», ощутит свое единство с миром глубоких озер.

Чем светлее и больше озеро, тем более легкое, успокаивающее и радостное воздействие производит его вид. Большие и светлые озера приносят душевный покой, который способствует налаживанию семейных и партнерских отношений.

Лесные ландшафты

Леса, прежде всего, несут энергию силы, мудрости, охраны и стойкости. Те личности, которым изначально свойственны эти качества, обычно любят лес и чувствуют себя в нем как дома. Лес - защита, преграда на пути невзгод и негативных энергий. Причем темный лес - это глухая стена, закрытие от мира, уход во внутреннее пространство. Светлый лес как бы задерживает негативные энергии и пропускает позитивные.

Равнинные ландшафты

Равнины связаны с тишиной, ясностью сознания, открытостью внешнему миру. Замкнутые, суетливые люди, как правило, избегают открытых пространств, которые рождают у них чувство незащищенности. Мы рассмотрим три главных равнинных ландшафта - поле, пустыню и болотистую местность. Тут, так же как и в других случаях, надо учитывать, что природа не однородна: болото может быть защищено по краям деревьями, а гладкое поле льда иметь торосы.

Поле. Энергетика поля, в большей степени, чем, пожалуй, у других ландшафтов, зависит от времени года. Наиболее ярко она раскрывается весной и летом. Поле с цветами несет радость, полноту бытия, состояние полной открытости миру, счастья и безмятежности.

Пустыня. Пустыня полезна тем, кто практикует остановку мыслей и медитации. Название говорит за себя, и пустыня несет энергию Великой Пустоты, в которой скрыты образы всего сущего. Пустыня связана с Вечностью. Не случайно у многих мистиков и духовидцев самые яркие прозрения случались в пустыне. По аналогии с пустыней можно рассматривать ландшафты полярных областей - ледяную пустыню. С той разницей, что полярные пустыни несут дополнительную энергию нечеловеческой силы, величественности.

Болота. В такой-то мере - это ворота в иной мир, открытые потусторонним проявлениям. Болота вызывают пограничные состояния психики, с которыми неподготовленному человеку трудно справиться. У некоторых людей они могут вызывать видения, слуховые галлюцинации. Болот боятся те, кто боится всего, что находится за рамками реальности и привычного восприятия. Те же, кому интересно и близко все, что «за гранью», чувствуют себя на болоте спокойно и даже уютно. Финны, например, ласково называют болота «кладовой жизни».

Ландшафты садов и парков

Культивированная, «очеловеченная» природа. Она как бы адаптирована для восприятия тех, кто привык жить в городах, и далек от диких пейзажей. Эти ландшафты тоже могут

Изображение сада или парка, украшающее вашу квартиру иди офис, будет способствовать решению бытовых и социальных проблем.

Горные ландшафты

Горы связаны с устремленностью ввысь, умением ставить и достигать цели. Рассмотрим горы высокие и низкие.

Высокие горы, заснеженные вершины, уходящие за облака. Связаны с духовным восхождением, с достижениями духа, созерцанием Высших истин.

Низкие горы. Горы, покрытые лесом, а также холмы дают силу для достижения конкретных целей, профессионального роста, даруют тягу к путешествиям.

Небо, воздух, открытые места

Они дают энергию ветра, энергию проникновения, свободы и независимости. Поднимают над суетой и утешают, лишая гнета мелочей, говоря об изменчивости всего сущего.

Здесь мы постарались дать самое общее представление о влиянии на человека основных природных ландшафтов. Конечно, язык природы, ее энергетика изменяются в зависимости от времени суток и смены сезонов, а потому каждый ландшафт в определенном состоянии имеет свои неповторимые особенности. Изучая их и прислушиваясь к себе, человек может получить счастье и здоровье.

Как все это можно использовать ?

В настоящее время за рубежом используется два близких по смыслу понятия: outdoor-therapy и wilderness-therapy, которые можно перевести как терапия дикой природой или терапия естественной средой. В отечественной терминологии упоминается название экологическая психотерапия. Западные подходы основной акцент делают на переключении внимания участников программ с техногенного городского ландшафта на экологически более чистый, с предложением экстремальных переживаний в непривычных и контрастных природных условиях. Wilderness-therapy следует рассматривать как своего рода форму туризма с элементами этнических практик и психотерапевтическим эффектом.

Теоретическим основанием для разработки методов ландшафтной психотерапии явилась гипотеза о возможности психофизического «погружения» в различные «среды» внешнего (физического, природного) и внутреннего (психического – чувственного и когнитивного) пространства, и осознанного пребывания в них. За счет этого обеспечивается возможность полноценного восстановления психосоматического ресурса человека, преодоления кризисных состояний и повышения адаптивных способностей личности.

Телесно-ориентированные ландшафтные практики составляют важное звено в структуре ландшафтной психотерапии. Существует разница в том, как функционирует и реагирует тело в городской среде, с ее специфической обстановкой, и в условиях естественного природного ландшафта. Это отличие мы определяем как сенсорно-перцептивную синхрониацию,  связанную с реакцией естественной адаптации к ритмической организации ландшафтного пространства. Данная форма адаптации имеет выраженный санирующий эффект в отношении тела и сознания.

Телесно-ориентированные приемы ландшафтной терапии организованы по принципу естественного включения в природные и биологические ритмы. Структурно в сутках мы выделяем несколько частей, каждая из которых имеет свой психотерапевтический смысл: 1) раннее утро; 2) первая половина дня, полдень; 3) послеобеденное время; 4) ранний вечер; 5) сумерки; 6) поздний вечер; 7) полночь; 8) заполночь. Соответственно, утром используются активные практики, йога и дыхание, направленные на активацию функций тела; ближе к полудню – двигательные нагрузки, связанные с освоением местности и пешими переходами; послеобеденное время посвящается творческой работе с телесными образами и метафорами посредством различных художественных средств – краски, глина, природные материалы; ранний вечер посвящается мягким пластическим и контактным техникам, а также индивидуальному освоению пространства, работе с природными объектами и уединенному размышлению; период сумерек является одним из ключевых моментом в структуре дня, поскольку происходит переход из внешнего «дневного» времени к «внутреннему» ночному, поэтому время сумерек посвящается созерцанию открытых пространств и закатов; поздний вечер связан с обобщением дневных впечатлений, могут быть использованы и самостоятельные внутренние практики, связанные с углублением в себя, с походами в ночной лес, с восстановлением трансперсонального опыта или с фольклорно-этническими верованиями; полуночное и послеполуночное время посвящено мифологии, сновидениям и общению с ночным лесом.

Основные задачи телесно-ориентированных ландшафтных практик –  достижение реадаптации человека к природной среде и преодоление патогенных психических состояний. Данные методы можно условно разделить на два больших класса: 1) созерцательные, или методы пребывания в среде, и 2) активные, или методы взаимодействия со средой.

Постепенное повышение, в ходе усиления контакта с собственным телом, адаптивной целесообразности поведения связано развитием более глубокой связи человека с реальностью окружающего мира. Данный процесс обеспечивается концентрацией психоэнергетического потенциала на динамике средовых (внешних) и психических (внутренних) процессов. Степень опасности пребывания человека в природной среде обратно пропорциональна упорядоченности и осознанности его действий (контролируемой спонтанности). Упорядоченное движение и действие способно привести осознающего субъекта к контролируемой спонтанности, усиливающей ощущение преодоления границ, разделяющих внутреннее пространство человека и пространство природы.

Практики ландшафтной психотерапии основываются на нескольких принципах, связанных с качеством телесного присутствия человека в условиях естественной природной среды: 1) сензитивность по отношению к воспринимаемым объектам и процессам; 2) созерцательность в субъективном переживании происходящих событий и в восприятии мира; 3) внимание к субъективным психосоматическим откликам на происходящие события и к динамике средовых факторов; 4) погружение в событие.

Все потенциальное многообразие теоретических позиций ландшафтной психотерапии можно свести к следующим положениям:

  1. природная среда является ресурсной для психики человека в неограниченном объеме;
  2. создание психологического контекста нахождения человека в условиях дикой природы способно обеспечить возможность психотерапии психосоматических дисфункций различной степени сложности, реадаптацию и восстановление функциональной активности психики и тела человека;
  3. природные объекты обладают конгруэнтными антропной реальности психоидными параметрами, способными синхронизироваться с аспектами функционирования персонального и коллективного бессознательного, обогащая тем самым психическую сферу человека.

В связи с этим, в заключении, уточним ряд ключевых понятий.

Природу мы понимаем как упорядоченное, целостное единство, выражающее базовые качества всей совокупности явлений пространственно-временной непрерывности мира.

Среду мы рассматриваем как пространство реализации потенциала качеств и свойств материи, во всей сложности и многообразии ее организации, и сознания, как управляющего принципа организации логических и закономерных последовательностей процессов и событий. Природная среда является изначальным пространством реализации материального и духовного потенциала человека, как носителя системообразующих свойств сознания.

Другие направления